Добавить в закладки

Бронзовый век


Специфической чертой археологических культур лесной полосы, относимых к культурам бронзового века, в первую очередь, к его раннему периоду, является сохранение в целом неолитического облика их материальной культуры. Отсутствие серьезной местной сырьевой металлургической базы, суровые, но вполне приемлемые для проживания человека природные условия диктовали населению необходимость идти по пути совершенствования присваивающих форм хозяйства: охоты, рыболовства, собирательства. Поэтому и металл (сначала - чистая медь, а затем и бронза) и элементы производящего хозяйства появились в лесной зоне под влиянием миграции племен с более южных территорий.

Во второй половине III - начале II тыс. до н.э. в составе населения Восточной и Средней Европы произошли значительные изменения. Они были вызваны расселением среди местного позднепалеолитического населения скотоводческо-земледельческих племен, культуры которых получили название культур шнуровой керамики, воронковидных кубков, ладьевидных топоров, боевых топоров и др. Ранние памятники этих культур обнаруживают значительнее сходство в формах и орнаментации глиняной посуды, типах каменных орудий, в погребальном обряде. Это обстоятельство позволило археологам объединить их в культурную общность племен шнуровой керамики, которая занимала в Европе огромную территорию - от Волги на востоке до Рейна на западе, от Южной Скандинавии на севере и до Швейцарии и среднего Поднепровья на юге.

На поселениях этих племен найдены кости домашних животных и остатки злаков, а также орудия для обработки земли и уборки урожая (роговые и каменные мотыги, вкладышевые серпы), свидетельствующие о наличии у этих племен скотоводства и земледелия. Для племен шнуровой керамики характерны курганные и грунтовые захоронения в скорченном положении, шаровидные глинянные сосуды, орнаментированные отпечатками шнурового (веревочного) штампа и прорезанными линиями, а также боевые, ладьевидной формы, шлифованные каменные топоры с просверленным отверстием для рукояти.

Эти племена достигли совершенства в обработке камня, владели секретами выплавки меди и бронзы, из которых изготовляли оружие, украшения и некоторые орудия труда. Они находились на стадии разложения первобытнообщинного строя; по материалам погребений ученые зафиксировали процесс выделения сильной родоплеменной верхушки. Со времени появления в Волго-Окском междуречье одной из групп племен шнуровой керамики - племен фатьяновской культуры - и начинается новая археологическая эпоха - бронзовый век, оказавшийся для этой территории не только периодом знакомства с медью и бронзой, но и временем распространения навыков производящего хозайства, в первую очередь скотоводства.

Памятники эпохи бронзы Владимирской земли относятся к периоду от рубежа III - II тыс. лет до н.э. до начала I тыс. до н.э. и представлены поселениями и могильниками нескольких археологических культур. Помимо древностей фатьяновской культуры, обнаружены памятники поз-дняковской, абашевской и ранней сетчатой керамики. В настоящее время таких памятников известно около сотни. Располагались они и у самой воды, как в неолитическое время, но чаще на некотором, иногда значительном удалении от нее, на более высоких местах.

Памятники фатьяновской культуры (рубеж Ш-П- сер. II тыс. до н.э.) обнаружены археологами преимущественно в западных районах Волго-Окского междуречья и в Ярославско-Костромском Поволжье. Древности фатьяновских племен исследуются уже на протяжении 125 лет, однако до сих пор они представлены лишь материалами раскопок грунтовых могильников. Отсутствие фатьяновских поселений - одна из загадок археологии. Находки на ряде стоянок волосовской культуры фрагментов керамики и вещей фатьяновцев позволили исследователям предположить, что пришлые скотоводы могли занять покинутые местным населенем поселки. Однако таких поселений, по сравнению с более чем 200 известных могильников фатьяновской культуры, очень немного.

Именно благодаря раскопкам найденных при случайных обстоятельствах могильников мы можем судить о хозяйстве, социальном устройстве и духовном мире первых скотоводческих племен Владимирской земли. Фатьяновские могильники обычно невелики по количеству погребений (около 25). Практически все погребенные лежали в скорченном положении, причем умерших мужчин размещали в могилах, в основном, на правом боку и головой - в западном направлении, тогда как женщин -головой на восток и на левом боку. По антропологинеским данным, фатьяновцы являлись северными европеоидами, по-видимому протобал-тами (т.е. были очень далекими предками совремнных литовцев и латышей).

Основные находки в погребениях - кремневые ножи и глиняные шаровидные сосуды. Вместе с мужчинами почти в каждой могильной яме находился каменный боевой топор. Медные топоры находят лишь в так называемых "захоронениях вождей", погребениях мужчин 60-70 лет, с большим количеством вещей. Для женских захоронений характерны медные браслеты, перстни, привески из зубов и костей животных, бусы из речных раковин и иногда даже из янтаря. Судя по находкам костей животных, фатьяновцы разводили свиней и овец (кости крупного рогатого скота среди находок отсутствуют). Среди погребений человека обнаружены редкие ритуальные захоронения животных: медведей, собак.

На Владимирской земле раскопан пока только один фатьяновский могильник, расположенный у села Шашово (ныне в черте г. Коврова). Еще в ряде мест во время земляных работ были обнаружены отдельные фатьяновские вещи, главным образом боевые каменные топоры. По-видимому, они относятся к разрушенным погребениям, но, к сожалению, археологам не удалось найти других следов этих могильников.

Ученые полагают, что в середине II тыс. до н.э. эта культура прекратила свое существование в результате военного поражения фатьяновцев от пришлых, а возможно и местных (волосовских) племен. Часть населения была уничтожена или ассимилирована, а часть переселилась, вероятно, на Среднюю Волгу (территория современной Чувашии), где в течение всего II тыс. до н.э. проживали родственные фатьяновские племена балановской культуры.

Значительно полнее исследованы на территории Владимирского края могильники и поселения другой культуры бронзового века - поздняков-ской (вторая половина II тыс. до н.э.). Поздняковская культура сложилась на Средней Оке в середине II тыс. до н.э. в результате смешения с местным населением пришедших с Дона ирано-язычных скотоводческих племен срубной культурной общности, когда-то занимавших огромные территории евразийских степей и сыгравших важнейшую роль в формировании скифской культуры. В Волго-Окском междуречье поздняковские племена сменили фатьяновское население. Ранние поселения этой культуры располагались в речных долинах, на краю первых надпойменных террас, не заливаемых весенними паводками, в более поздний период - отодвигаются дальше от воды. Основной тип жилища - полуземлянки. Сооружения имели столбовую конструкцию, перекрывались двухскатной крышей, у входа строился небольшой тамбур. Внутри жилищ было обычно несколько очагов. Подобная постройка была раскопана на поздняковском поселении у деревни Малые Липки (Вяз-никовский район), наиболее полно изученном поселении этой культуры на территории края.

Как правило, вблизи поселений располагались могильники -курганные и грунтовые. На Владимирской земле, у д. Битюково и с. Борисоглеб (Муромский район) обнаружены и исследованы одни из самых известных курганных групп поздняковской культуры. Курганы представляли собой сильно расплывшиеся насыпи высотой до 1,5 м и диаметром около 10 м. Лишь один курган в борисоглебском могильнике имел насыпь высотой до 35 м. Захоронения совершались в могильных ямах, в скорченном положении, и сопровождались глиняными сосудами, различными украшениями (бронзовыми бусами, браслетами, подвесками), кремневыми скребками и наконечниками стрел, бронзовыми ножами, наконечниками копий, топорами, серпами. Керамика, в основном, была плоскодонная, украшена зубчатым штампом и так называемыми "жемчужинами -небольшими округлыми бугорками, образованными вдавлением палочки с внутренней стороны сосуда.

Основу хоаяйства поздняковцев составляло скотоводство (разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей) и охота; возможно, они занимались подсечным земледелием.

На реке Нерехта у д. Сенинские Дворики (Ковровский район) раскопан единственный пока на Владимирской земле курганный могильник абашевской культуры (сер. II тыс. до н.э.). Это, вероятно, самые древние курганные насыпи, обнаруженные на территории края. Под насыпью абашевского кургана обычно располагалось несколько погребений. В могилах очень немного вещей, в основном, это глиняные сосуды, кремневые наконечники стрел, бронзовые ножи и редкие украшения (браслеты), керамика круглодонная или с плоским дном, по форме напоминающая перевернутый колокольчик (колоколовидные сосуды), орнамент (зигзаги "елочка") нанесен гребенчатым или зубчатым штампом. Так же , как и поздняковские племена, абашевцы занимались скотоводством. Основной арсенал культуры располагался далеко к югу и юго-востоку от Волго-Окского междуречья, однако отдельные группы абашевцев проникали на север, вплоть до Верхнего Поволжья. А курганы деревни Сенинские Дворики - одна из северо-западных точек расселения абашевских племен в Волго-Окском междуречье.

В самом конце эпохи боонзы (последняя четверть II тыс. до н.э. -начало I тыс. до н.э.) на огромной теоритории лесной зоны Восточной Европы, от Финляндии на западе до Среднего Поволжья на востоке, сформировалась новая культурная общность - культура сетчатой керамики. Свое название эта общность получила по характерной шероховатой поверхности глиняных сосудов, напоминающей отпечатки сетки или ткани. Тщательное изучение многочисленных фрагментов подобных сосудов показало, что чаще всего для получения такой поверхности использовали не ткань, а гребенчатый штамп, имитирующий подобный оттиск. Археологи предполагают, что вначале глиняные сосуды могли изготавливаться внутри специальных мешочков, а затем, после того; как изменился способ лепки посуды, привычное оформление поверхности достигалось уже при помощи штампа.

Памятники культуры сетчатой керамики изучены еще недостаточно, т.к. помимо керамики исследователям пока не удалось выделить иных ее характеоных признаков. Тем не менее археологи убеждены, что племена, образовавшие эту культурную общность, являлись предками финно-угорских народов, а сама общность сформировалась в результате . сложного и достаточно длительного процесса взаимной ассимиляции разнокультурных и разноэтничных групп населения (потомков племен ямочно-гребенчатой керамики, волосовцев, фатьяновцев, поздняковцев), постепенного их слияния в единое целое.

На территории Владимирской земли сетчатая керамика обнаружена на многих поселениях эпохи бронзы, особенно часто она встречается в верхней части культурного слоя поздних памятников поздняковской культуры. Отдельное поселение культуры сетчатой керамики, располагавшееся на месте мезолитической стоянки, исследовано у д. Новой (Вязниковский район). Здесь в слое с обломками кругло донных и плоскодонных сосудов с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, обнаружены кремневые наконечники стрел, скребки, нуклеусы, глиняные рыболовные грузила, выявлен сложенный из камней очаг. Изделия из меди и бронзы чрезвычайно редко сопровождают сетчатую керамику, и на территории края пока не найдены.

Дальнейшее развитие племен культуры сетчатой керамики происходило уже в рамках иной археологической эпохи - раннего железного века.

Владимирский край
Авторы: Ю.Э.Жарнов, В.М.Маслов, В.Н.Киприянова, Д.И.Копылов, Е.М.Петровичева. При написании использованы также материалы, представленные краеведами С.Н.Мининым, А.В.Тороповым, О.В.Разумовской.
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.