Добавить в закладки

Славянская колонизация края


Первые письменные свидетельства о нашем крае содержат древнерусские летописи. Из них, наряду с данными археологии, мы получаем сведения о событиях IХ-ХII вв. К тому времени уже сложился современный географический ландшафт. По природным условиям Владимирский край делится на две отличные друг от друга части: Мещеру и Ополье. Естественными границами владимирского Ополья служат реки Клязьма - с юга, Нерль - с востока и севера и возвышенность (плато), разделяющая истоки рек Дубны, Трубежа, Кубры, Киржача и других -с севера и запада. По территории Ополья протекают речки Рпень, Колокша, Пекша, Селекша, Скомянка и др. Здесь много небольших полузаросших озер, болот (например, огромное Берендеево болото, расположенное по правому берегу р. Нерль).

Почвы Ополья плодородны, о чем свидетельствуют произрастающие здесь дуб, вяз, орешник, липа, которые не приживаются на плохих почвах. В опольной стороне чаще бывают порывистые и сильные ветры, летом усиливающие жар и сухость, а зимой стужу. Нередки градобития и сильные грозы, что вызывается недостатком лесов, являющихся естественными градо- и громоотводами. В период продолжительной сухой погоды верхний слой почвы трескается вертикальными расщелинами до метра глубиной, в то время как на поверхности образуется плотная жесткая кора, непроницаемая ни для воды, ни для растений. После продолжительной засухи эта почва делается очень крепкой и почти не пригодной для обработки, так как разбивать затвердевшие и засохшие глыбы земли приходилось обухами; работа тяжелая и отнимающая много времени.

Мещера - обширная болотистая равнина с незначительным понижением к Оке. Естественными ее границами являются реки Ока, Клязьма, Москва, Колпь, Судогда. Вся эта территория перенасыщена грунтовыми водами. Много лесов, которые "гасят" сильные ветры. Почва в основном песчаная и суглинистая, малоплодородная.

Вследствие естественных природных различий и хозяйственное освоение края шло различными путями. Огромное пространство Волго-Окского междуречья было заселено финно-угорскими племенами. Эти племена получили известность как летописные племена, т.е. племена, упоминаемые в письменных источниках и летописях. Так, в сочинении историка готов Иордана в VI в. впервые упоминается меря. Русские летописи указывают, что меря живет на озерах Ростовском (Неро) и Клещине (Переяславском), а мурома "сидит" на реке Оке. Летопись за 859 г. упоминает о взятии дани варягами с мери. А под 882 г. летописец сообщает, что меря принимает участие в походе князя Олега на Киев, а в 907 г. на Константинополь.

Поселения этих племен располагались вблизи рек. Они жили в больших домах с двухскатной крышей с несколько углубленным земляным полом и, очагом из валунов, обмазанных глиной. Очаги в домах топились по-черному, то есть дым выходил через дверь. Несколько позднее на смену большим приходят небольшие дома (10 х 12 м).

71 Меря и мурома занимались скотоводством, рыбной ловлей, охотой и в, меньшей мере земледелием. Это подтверждается данными археологии. В местах их поселений археологи находят многочисленные костные остатки животных, большая часть которых принадлежала домашнему скоту. Рыболовство в крае было известно со времен неолита. О его значении в жизни мери и муромы говорит уже самый факт их расселения по берегам рек и озер. Раскопки их селищ обнаруживают богатый рыболовецкий инвентарь - железные крючки, поплавки, глиняные грузила для рыболовных сетей и множество костей и чешуи щуки, сома, судака, леща и других рыб. Об охоте свидетельствуют находки стрел для луков, в том числе и тупых стрел, предназначенных для охоты на пушного зверя. Земледелие не играло большой роли. Кроме железных серпов и обломков небольших зернотерок, археологам не удалось обнаружить других орудий, имеющих отношение к земледелию.

Финно-угорские племена знали прядение, ткачество, обработку дерева и кости. Известно им было и гончарное дело. Но они еще не знали гончарного круга, а поэтому их сосуды были толстостенными, сделанными вручную. О развитии у этих племен кузнечного ремесла свидетельствуют многочисленные находки железных топоров, ножей, стрел, копий и других изделий.

Древние умельцы умели изготовлять ювелирные изделия из серебра, бронзы и железа, в особенности женские украшения, в том числе "шумящие подвески" в виде уточек или коньков. Ювелирные изделия выполнялись с применением техники проволочной косоплетки, использованием зерни. Расцвет ювелирного мастерства у этих племен падает на конец IX - начало X веков.

Получает развитие на территории края и торговля. Торговые пути проходили по рекам Оке, Клязьме и их притокам. О торговых связях с Востоком и Западом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских и западноевропейских монет.

О религиозных верованиях финских племен можно судить по находкам изваяний животных и идолов, выполненных в виде человеческих фигурок. Встречаются изображения коней, птиц и змей, являвшихся "оберегами" (амулетами, талисманами). Культ коня, медведя и бобра был распространен на всей территории Волго-Окского междуречья. Медведь, по мнению мерян, был хранителем дома и очага. Амулеты из зубов медведя и даже его лапы - частые предметы в мерянских захоронениях.

На рубеже VIII- IX веков на территорию междуречья началось проникновение славян, и прежде всего кривичей, вятичей и новгородских словен. Этот процесс носил мирный характер. Славяне расселяются сначала по рекам, их внимание привлекали земли плодородного,' к безлесного Ополья, где особенно становится заметной концентрация населения. Впоследствии славяне начинают осваивать и остальные земли Окско-Клязьменского междуречья. Происходит медленный процесс ассимиляции финно-угорских племен. В итоге следы обитания финно-угорских племен сохранились лишь в названиях рек (Клязьма, Колокша, Пекша, Ворша), озер и древних городов: Муром, Суздаль, Москва.

Обширные и богатые земли края рано привлекли внимание новгородских, а затем и киевских князей, стремящихся прибрать их под свою руку. Уже в середине IX в., по сообщению Троицкой летописи, города Ростов и Муром оказались под рукой новгородского князя: "обладаша Рюрик". Постепенно местное население усваивает язык, обычаи и культуру славян. Земли к северу от реки Клязьмы получают в летописи название Залесских, Залесье.

Поток славянской колонизации не ослабевал в течение столетий. Главной причиной массового переселения на северо-восток было растущее давление на земли Приднепровья степных кочевников. Крестьяне-земледельцы уходили из угрожаемых, беспокойных районов в поисках спокойных мест. Число переселенцев возрастало в периоды обострения отношений Киевской Руси со степью и падало в относительно мирное время. Поэтому переселенческое движение носило волнообразный характер. В Х-Х1 вв. славянское население в Волго-Окском междуречье уже численно преобладало над угро-финскими аборигенами. Тем более, что многие из аборигенов к тому времени, как сказано, уже восприняли язык и культуру пришельцев.

Славяне несли в новые места привычные им формы материального производства и общественных отношений. В основе их общественной организации лежало традиционное десятичное деление: тьма, тысяча, сотня. Сотня- это общественно-хозяйственный комплекс, состоящий из нескольких весей - сел и деревень, в которых проживало до 100 мужчин-работников и воинов. Во главе ее стоял старейшина или староста, именуемый в письменных источниках "старший ста" или "старец земский". Иными словами, за сотней стояли одна или несколько соседских общин. Десять сотен составляли тысячу - племенное объединение во главе с князем. Отсюда пошла поговорка: "В Ростовской земле - князь в каждом селе". Тысячи объединялись в союз племен ("тьму") со своим "светлым князем". Центрами таких объединений были древние города: Ростов, Суздаль, Муром.

В X в. край входит в состав Древнерусского государства. Киевский князь Владимир Святой сажает сына Бориса в 988 г. в г. Ростове, Глеба - Э Муроме. Окняжение новых земель не несло существенных перемен в жизнь и быт их жителей. Оно ограничивалось установлением даннических отношений. Князья время от времени совершали личные объезды *("полюдье") городов и селений, собирая дань. Чаще же поручали сбор дани своим слугам: "подъездным", "рядовичам", "вирникам", "мечникам". Пунктами сбора служили относительно крупные селения - погосты, где сборщики дани имели особые дворы.

Селения крестьян - деревни, села, погосты были большей частью мелкими. Встречались деревни из одного-трех дворов. Жилище крестьянина - изба из бревен, поставленных прямо на землю.

Деревянного пола не было. Треть избы занимала большая печь, стоящая на особых срубах. Дым выходил в дверь или дыру в крыше. Рядом с избой стояли овины для сушки снопов и крытые глубокие ямы для жита. Столь же незатейлива была и домашняя утварь: ручные жернова для размола зерна, на которых трудились женщины, деревянные бочки, корыта, глиняные горшки, корчаги. Освещались избы лучиной или глиняным светильником - каганцом с просаленным фитилем. Обычным занятием женщин, особенно в зимнее время, было ткачество. В каждой избе имелся ткацкий стан, прялка, веретена с каменными пряслицами. Ткались ткани из льна, конопли, шерсти. Из этих тканей руками тех же женщин шилась одежда для всех членов семьи. Обработка земли, уход за скотом были делом мужчин.

Их орудиями труда являлись сохи, плуги, топоры. Руками мужчин возводились жилые и хозяйственные постройки. Для выполнения строительных работ, требующих труда многих людей одновременно, созывались "помочи". На "помочи" по доброй воле приходили односельчане и трудились на них безвозмездно, за "харч" и угощение.

Окняжение Ростово-Суздальской земли сопровождалось христианизацией ее жителей. Крещение протекало сложно. Жители с трудом отходили от языческих обрядов и верований. Летопись сообщает, что появление князя Глеба в Муроме вызвало бурный протест населения: "и не приявшие его к себе на княжение и не крестишеся, но сопротивляхуся ему". Язычество долго держалось как среди аборигенов, так и пришлых славян. Владимир Мономах свое первое путешествие из Переяславля Киевского в Ростов совершил в 1066 г., т. е. почти 80 лет спустя после принятия христианства на Руси. Он ехал "сквозе вятиче", через Брынские леса и дальше на север, где не было "дороги прямоезжей", где в лесах . еще горели огни погребальных костров, а язычники убивали киевских миссионеров. О глубоком влиянии языческих кудесников (волхвов) на местное население свидетельствует тот факт, что именно волхвы возглавляли массовые голодные бунты смердов (крестьян) в "Суздальской земле" в 1024 и 1071 годах.

Христианство медленно, но неуклонно проникало в народные массы, облагораживая их нравы и быт. Оно пользовалось широкой поддержкой киевских князей. Во главе православной церкви на Руси стоял киевский митрополит, назначаемый константинопольским патриархом или киевским князем с последующим избранием собором епископов.

В крупных городах находились епископы, ведавшие церковными делами в округах - епархиях. С обособлением княжеств каждый князь стремился обзавестись своим епископом. Первым епископом в Ростово-Суздальской земле был Феодор, "родом грек". При нем в Ростере построен первый христианский храм - церковь Успения. Однако козни языческих волхвов заставили его покинуть Ростов и перейти в Суздаль, где сложились более благоприятные условия для миссионерства. Это было в самом конце X в. Вот как свидетельствует об этом летописец: "Прием (т.е. принял) Феодор паству словесных овец в Суждальской стране, и видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя Слова Божия, идольски капища разрушая; храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряше бо народи богоугодные житие его и кроткий нрав, и слыша Боговдохновенное учение его, понемногу удивляшеся, обращахуся в веру Христову и приимаху Святое Крещение". Епископ Феодор прожил на Суздальской земле долгое время и похоронен в Рождественском соборе г. Суздаля. Хотя он до конца жизни носил сан епископа ростовского, но по церковной традиции считается основателем Владимиро-Суздальской епархии.

Дело Феодора продолжили последующие ростовские епископы. Во второй половине XI в. миссионерскую деятельность (христианизацию) в крае вели епископы (тоже из греков) Леонтий и Исайя. Им также пришлось столкнуться с язычниками, свергать языческих идолов, крестить людей не только в Ростове, но и Суздале. Стараниями Исайи в Суздале была построена церковь св. Дмитрия. Умер Исайя в 1089 г. и похоронен в ростовском Успенском соборе.

Как сказано, православная церковь пользовалась неизменной поддержкой и покровительством киевского и местных князей. Князья давали церкви десятину - десятую долю своих даней и оброков, Церковь имела свой суд и специальное законодательство, регулировавшее семейные отношения и нормы поведения людей. В городах строилось много церквей, в которых служили священники (попы) и их помощники -дьяконы. Служба велась ежедневно, три раза: заутреня, обедня и вечерня. В праздничные дни устраивались особо торжественные службы, которым предшествовали ночные моления - всенощные. Церковные здания возносились над хижинами и хоромами, создавая архитектурный ансамбль городов. Православная церковь прочно вошла в социальную и общественно-политическую структуру древнерусского общества.

Владимирский край
Авторы: Ю.Э.Жарнов, В.М.Маслов, В.Н.Киприянова, Д.И.Копылов, Е.М.Петровичева. При написании использованы также материалы, представленные краеведами С.Н.Мининым, А.В.Тороповым, О.В.Разумовской.
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.