Добавить в закладки

Наш край в составе Российской империи. Культура.


Русскяя культура в XVIII в. приобрела качественно новые черты, отличающие ее от древнерусской и средневековой. Определяющим становится светское направление, что проявляется в создании системы светского образования, развитии науки, изменении в жизненном укладе, появлении новых общественных идей, развитии светского искусства. Начало светскому школьному образованию в России было положено Петром I. После открытия специальных школ (Навигацкой, Артиллерийской, Инженерной) в 1714 г. начинают создаваться цифирные школы, в которые набирались дети дворян, приказных, служилых и посадских людей. Они должны были обучаться "цифири (т.е. арифметике) и некоторой части геометрии". Предполагалось, что цифирные школы будут содержаться за счет церкви, однако церковь не была заинтересована в развитии светского образования. В связи с этим указ об открытии цифирных школ не выполнялся.

В 1716 г. в провинции России были посланы учителя. Во Владимирском крае лишь в Юрьеве-Польском была создана цифирная школа, где обучалось 18 детей "из шляхетства". Посадские люди обращались с просьбами в Сенат не принуждать их детей к учению, так как они должны помогать дома родителям. В 1722 г. во Владимире также была открыта цифирная школа. Учителем был назначен Алексей Матвеев с жалованьем 3 руб. в месяц. В школу смогли набрать лишь 7 мальчиков в возрасте от 10 до 15 лет, а закончили ее в 1725 г. только 2 ученика. В этом году новых учеников в школу не поступило, Матвеев перестал получать жалованье, и школа закрылась. К 1727 г. в Суздале, Юрьеве-Польском, Переслав-ле-Залесском и Владимире существовали школы от Адмиралтейства "для обучения дьяческих и подьяческих детей и протчих чинов арифметике и геометрии".

В последующие десятилетия в России развивались преимущественно закрытые сословные учебные заведения, которые не могли удовлетворить потребности общества в грамотных людях. С 1782 г. начала работать специальная Комиссия об учреждении училищ, и в 1786 г. Екатерина Путвердила разработанный комиссией Устав народных училищ. В соответствии с ним в каждом губернском городе учреждались четырехклассные главные народные училища, а в уездных городах - двухклассные малые народные училища. Малое училище соответствовало двум первым классам главного училища, и окончившие малое училище могли продолжать учебу в старших классах главного.

Во Владимире главное народное училище было открыто в 1786 г.

Состав изучаемых предметов был следующим: 1-й класс - чтение, письмо, начала арифметики, 2-й - грамматика, арифметика, чистописание, рисование, 3-й - арифметика, грамматика, синтаксис, всеобщая история, география, 4-й - грамматика, составление "деловых бумаг", русская история, география, геометрия, механика, физика, естественная история, архитектура. Судя по перечисленным предметам, в главном народном училище предполагалось давать значительное образование.

Первым директором главного народного училища во Владимире был утвержден П.М. Извольский, а первыми учителями - Виноградов и Воронин. Содержаться учебные заведения должны были за счет Приказа общественного призрения. В 1785 г., еще до открытия главного училища во Владимире, в Санкт-Петербург на средства Приказа общественного призрения были направлены для обучения 13 воспитанников Владимирской, Суздальской и Переславской семинарий. На их содержание было истрачено 1418 руб. 70 коп., в то время как весь годовой доход Приказа общественного призрения составлял 1645 руб. На эти средства надо было содержать больницу и смирительный дом. Поэтому в декабре 1787 г. 5 человек из 13 было возвращено во Владимир. Обучение они продолжали во Владимирском Главном училище, а также в Суздальском, Переслав-ском, Муромском и Шуйском малых народных училищах. В Главном народном училище в 1789/90 уч.году в четырех классах обучалось 102 ученика, из них детей купцов всего 4 человека, но и те ушли, не доучившись. В 1781 году Владимирская городская дума подала в Приказ общественного призрения ведомость о детях горожан в возрасте от 7 до 15 лет. Из нее следовало, что из 52 купеческих детей остались необученными 7 чел., а из 100 мещанских - 46 "по нежеланию родителей". Однако заставить родителей обучать детей никто не мог, так как в соответствии с указом родители сами решали, отдавать детей в школы или оставлять дома. Всего в конце XVIII в. во Владимирской губернии в главном и четырех малых училищах работало 7 учителей и обучалось 290 учеников.

Одновременно со становлением новой светской школы расширялась и укреплялась старая школа, находившаяся в руках церкви. Духовные школы приобретали четко выраженный профессионально-сословный характер. Их задачей была Подготовка грамотного черного и белого духовенства. В 1708 г. Петр I повелел учредить школы при архиерейских домах для образования детей церковнослужителей, а тех, кто "пребывал в лености" запрещалось возводить в духовный сан.

В 1750 г. во Владимире была открыта духовная семинария, которую в 1788 г. окончил выдающийся государственный деятель России, уроженец Владимирского края Михаил Михайлович Сперанский. М. Сперанский родился в семье сельского священника с. Черкутино Владимирской губернии. Село Черкутино в это время принадлежало графу Н.И. Салтыкову, который во время визитов в свое имение заходил и в дом к местному священнику.

В начале 1780-х годов (точная дата неизвестна) Сперанский был отвезен во Владимир и с помощью одного из родственников устроен на учебу в епархиальную семинарию. В это время в семинариях ввели целый ряд новых предметов общеобразовательного характера: историю, физику, географию, арифметику и др. Летом 1788 г. Владимирская семинария была объединена с Суздальской и Переславской в одно учебное заведение, которое поместили в Суздале. Однако уже в декабре 1788 г. Сперанский вместе с еще одним семинаристом - Вышеславским - были направлены в Санкт-Петербург для продолжения образования в Алек-сандро-Невской семинарии. Благодаря своему уму и широчайшей образованности М. Сперанский в начале XIX в. занимает пост статс-секретаря (государственного секретаря) при Александре I, разрабатывает обширный проект государственных преобразований.

Выпускником Владимирской духовной семинарии был и Тимофей Федорович Осиповский, уроженец с. Осипово Ковровского уезда. Т. Осиповский, с 1803 г. бывший профессором математики, а позднее ректором Харьковского университета, создал трехтомный труд "Курс математики".

Заметный след в русской культуре XVIII в. оставили уроженцы Владимирской губернии П.П. Сумароков, В. С. Сопиков, Д.И. Виноградов.

Панкратий Платонович Сумароков родился во Владимире в 1765г. Во время службы в армии, обвиненный в изготовлении фальшивой ассигнации, был сослан в Сибирь. В 1789 г. в одном из журналов в'Тобольске было опубликовано несколько его произведений. По возвращении из ссылки П. Сумароков редактировал московский "Журнал приятного, любопытного и забавного чтения".

Дмитрий Иванович Виноградов, уроженец г. Суздаля, по праву считается создателем русского фарфора, организатором первого в России фарфорового производства. В 1732 г. Д. Виноградов окончил суздальскую цифирную школу, затем продолжил образование в славяно-греко-латинской академии в Москве, где познакомился с М.В. Ломоносовым, а затем вместе с М. Ломоносовым был командирован в Германию.

В 1752 г. Д. Виноградовым впервые в истории мировой науки был составлен труд по технологии изготовления фарфора - "Обстоятельное описание чистого порцелина..." (впервые опубликован в 1950 г., так как технология производства была строго засекречена). Василия Степановича Сопикова называют "отцом русской библиографии". Он родился в Суздале в 1765 г. В Санкт-Петербурге им была открыта первая книжная лавка, в которой торговали исключительно русскими книгами. Основным трудом В. Сопикова является "Опыт российской библиографии", содержащий описание более 13 тысяч книг.

Уникальна судьба художника Степана Лагутина. Он был мастером гравировки по стеклу, работал в этой области с 40-х годов XVIII в., т. е. в тот период, когда сформировалась русская школа гравировки, которая отличалась своим типом декора. В творчестве С. Лагутина наиболее полно отразились характерные черты елизаветинского барокко.

Степан Иванович Лагутин родился в семье купца гостиной сотни в небольшом уездном городе Рыльске. С 1734 г. С. Лагутин учился "по контракту" на стекольном заводе В. Мальцова в Можайском уезде у мастера из Богемии. В нарушение условий контракта В. Мальцов стал утверждать, что Степан Лагутин является его крепостным. С этого времени началась изнурительная борьба художника за свою свободу. В 1748 г. С. Лагутина обманом заставили подписать показания, что он якобы по собственной воле пришел с семьей к Мальцевым "в услужение вечно". В 1756 г. мальцовский завод из Можайского был переведен во Владимирский уезд, сюда же перевели и больщую часть крепостных мастеровых и работных людей, в числе которых была и семья Лагутиных. Степан Лагутин неоднократно бежал с завода, подвергался жесточайшим наказаниям, подавал челобитья во Владимирскую провинциальную и Московскую полицмейстерскую канцелярии, в Мануфактур-коллегию, Главный магистрат, стремясь доказать незаконность своего закрепощения. И только в 1777 г., через 37 лет, Сенат, наконец, признал принадлежность С. Лагутина к купечеству. Несмотря на исключительно тяжелые условия, художник создал уникальные произведения, хранящиеся в настоящее время в Эрмитаже, Русском музее, Историческом музее в Москве, в Гусевском филиале Владимире-Суздальского музея-запо-ведника.

В 40-60-е годы XVIII в. в Россию проникают идеи Просвещения. Просвещение являлось широким идейным течением, в основе которого лежала "теория общественного права". В соответствии с этой теорией все люди являются свободными и равными, все они должны иметь право собственности, земля должна принадлежать тому, кто ее обрабатывает.

Наиболее полно эти идеалы находят воплощение во взглядах А.Н.Радищева.

В среде образовянного дворянства этого периода можно выделить еще одно течение, близкое просветительским идеям, - либерально-консервативное. Оно гибко приспосабливалось к изменениям в обществе и стремилось использовать идеи своего времени для подновления и укрепления государства.

Одним из представителей такого либерального дворянства был Роман Илларионович (Ларионович) Воронцов, первый владимирский наместник. Он был одним из учредителей Вольного экономического общества, основанного в России в 1765 г. В "Трудах Вольного экономического общества" Р. Воронцов опубликовал две статьи. В одной из них - "О заведении запасного хлеба." - Роман Ларионович предлагал создавать в селах в специальных житницах запасы хлеба "по числу обоего пола душ", чтобы избегать угрозы голода. Вторая статья затрагивала вопрос взаимоотношений помещика и зависимых от него крестьян. Р.Воронцов утверждал, что непорядки" в деревне происходят из-за того, что владельцы имений проживают в основном в городах, а приказчики, управляющие хозяйством, обращаются с крестьянами "грубо и презрительно". Поэтому, считал Р.Воронцов, в селах должны быть суды, избираемые самими крестьянами "из лучших людей". Кроме того, Роман Ларионович призывал и самих господ "обходиться с ласкою" с крестьянами, устраивать в деревнях раз в год специальные праздники, поощрять "исправных" крестьян, а' нерадивых и ленивцев" отправлять на работу в праздничные дни. Кроме того, говорилось далее в статье, крестьяне должны помогать друг другу: больным, а также вдовам "всем миром" вспахать пашню, убрать урожай, заготовить сена, привезти "дров на топление". Эти меры, по мнению генерал-губернатора, помогут развить в крестьянах "братолюбие и добродетель".

Сын Романа Ларионовича, Александр Романович Воронцов, известный государственный деятель, с 1773 г. - президент Коммерц-коллегии, был знаком с деятелями французского Просвещения, в частности, с Вольтером, и поддерживал просветительские идеи. В 1778 г. в Коммерц-коллегии начал работать А.Н. Радищев, с которым А.Р. Воронцов входил в масонскую ложу "Урания". Отношение к самодержавию и крепостничеству у А. Воронцова и А. Радищева во многом совпадало. После ареста А. Радищева и вынесения ему смертного приговора А.Р. Воронцов вместе с другими видными людьми подписал прошение Екатерине II об изменении меры наказания. Императрица заменила смертную казнь на 10 лет ссылки в Сибирь.

А.Воронцов сразу передал в крепость 300 руб., на которые А. Радищеву должны были купить теплые вещи. Когда А. Радищева отправили по этапу в ссылку, А. Воронцов со специальными курьерами пересылал для него в губернские города письма, теплые вещи, деньги, книги. Кроме того, на содержание семьи А. Радишева в ссылке А. Воронцов ежегодно посылал сначала 500, затем 1000 руб. в год.

Во Владимирской губернии А.Р.Воронцову принадлежала усадьба Андреевское, в Покровском уезде. Это было родовае имение Воронцовых, основанное наместником Романом Ларионовичем. Дворянские усадьбы, как особый комплекс, появляются во второй половине XVIII в., точнее после указа 1762 г., освобождавшего дворян от обязательной государственной службы. Этот указ дал возможность дворянству вернуться в свои имения и заниматься хозяйством. Началось массовое строительство дворянских домов как в городах, так и в сельской местности, начинают складываться черты нового помещичьего быта России. Усадьба возникала как жилой и хозяйственный комплекс, затем постепенно превращалась в культурный центр. В ней сочетались родовые дворянские традиции, уклад крестьянской деревенской жизни, культурные традиции Западной Европы, здесь создавались пямятники архитектуры, складывались парковые ансамбли, возникали театры, картинные галереи. Архитектурный и художественный облик усадьбы Андреевское сложился во второй половине XVIII в. Село Андреевское (ныне Петушинский район) располагалось неподалеку от маленькой речки Нергель, впадавшей в Пекшу. Усадьба, включала в себя огромный графский дом в три этажа, с флигелями, хозяйственные постройки, а также сад и оранжереи, где выращивались апельсины, лимоны, ананасы. В 1772 г. вместо старой деревянной сельской церкви был выстроен новый каменный храм во имя Андрея Первозванного, велось строительство школы и богадельни. Строительными работами в усадьбе руководил архитектор Н.П. фон Берк. Дом был окружен парком, разбитом во французском, или регулярном стиле, с четкой планировкой аллей, лужаек, строго подобранными породами деревьев. Став хозяином усадьбы, Александр Воронцов изменил планировку парка, посадил больше лип, что сделало ландшафт более естественным. В 1789 г. А. Воронцов решил создать в Андреевском театр, для размещения которого была предпринята перестройка дома. В театре играли крепостные - 65 актеров, 38 музыкантов, 13 танцоров да "пляшущие бабы". Внутреннее убранство дворца отличалось исключительной пышностью. В нем были залы, гостиные, спальни, кабинеты, библиотеки, комнаты для детей и других членов семьи, а также для гостей и т.п. В парадных комнатх с паркетными полами были сделаны дубовые панели, "на капителях, вазах, гирляндах, около зеркал" нанесена позолота, в специальных клеймах размещались картины. Стены некоторых комнат были обиты тканями - "володимерской пестрядью". Отапливался дворец изразцовыми печами, для украшения которых из Гжели было привезено свыше 3 тыс. плиток.

Особый интерес представляет портретная галерея в имении Андреевское, формировавшаяся на протяжении ряда десятилетий. В 1773 г. в Андреевское были отправлены: "Ящик, в нем картин разных - 9, ящик, в нем положено статуй лебастровых - 14, глобус медный - 1, статуй медных - 2, ящик, в нем положено статуй лебастровых - 6, портрет графа Михаила Ларионовича лебастровый - 1". К началу XIX в. коллекция состояла из 284 работ, среди которых было 22 царских портрета, портреты "знатных особ" и фамильные. Из портретов "знатных особ", кроме государственных деятелей, выделялись портреты известных российских актеров - Ф.Волкова, И.Дмитриевского, Я.Шуйского, а также А.Л.Сумарокова, Вольтера. Ряд портретов связан с именем одного из известных художников XVIII в. Д.Г.Левицкого. Известно, что А.Р.Воронцов выплачивал Д.Левицкому денежные суммы за портрет Семена Воронцова, (брата А.Р.Воронцова). Некоторые работы выполнены Д.Г. Левицким совместно с художником Л.С.Миропольским. Один из портретов выполнен А. Антроповым. Коллекция живописи располагалась по всему дому - в Большом кабинете, в столовой, в Малиновой гостиной, спальне, коридоре, на половине Екатерины Романовны Дашковой ( Е.Р. Дашкова - дочь Р.Л. Воронцова, в замужестве Дашкова, была директором Петербургской Академии Наук и президентом Российской Академии. Несколько раз посещала Андреевское, встречала в усадьбе новый 1801 г.). А. Булгаков, посетивший в 1812 г. Андреевское, отмечал: "Прекрасный, обширный, убранный по древнему вкусу замок. Тут было все: сады, рощи, парки, портретная галерея великих мужей России, библиотека и пр.""

Жизнь крепостной деревни во многом регулировалась сельской общиной, "миром". Одним из элементов общественной жизни деревни являлась соседская помощь односельчанам, оказавшимся в трудном положении вследствие пожара, тяжелой болезни, сиротства, вдовства, падежа лошади. Обычно оказывалась помощь трудом во время сева, жатвы, на покосе. Иногда для выполнения каких-либо работ соседи могли одолжить лошадь, в Спасской волости Юрьевского уезда общиной собирались семена для бедных семей - по лукошку со двора. Обычным явлением была периодическая взаимопомощь - так называемые "толоки" или "помочи" - при сенокосе, строительстве избы, обработке льна и конопли и даже при прополке огорода.

Частью крестьянского быта в XVII-XVIII вв. становится отходничество. Среди владимирских крестьян на "отходе" выделялись офени -торговцы мелким товаром вразноску. Торговали иконами, бумагой, лубочными картинками, иглами, серьгами, колечками и пр. В среде офеней был принят свой "офеньский язык", на котором разносчики товара говорили между собой. Особенно славились офенями Вязниковский и Ковровский уезды. Офени-вязниковцы "отходили со святыми иконами в дальние страны" - в Польшу, Грецию, "в Сербы, Болгары" и другие места.

Хорошо известны иконописные промыслы Владимирской губернии в селениях Палех, Холуй, Мстера. Для написания иконы сначала делался "подлинник" - рисунок кистью на плотной бумаге. Эти рисунки представляли самостоятельную художественную ценность и в семьях иконописцев передавались из поколения в поколение (некоторые сохранились до XX в.) Крестьяне-иконописцы имели подряды в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Владимире, Вязниках. Во Мстере возникло производство лубочных картинок. В 1762-1764 г. г. в Палехе на средства иконописцев была построена новая каменная церковь Ильи Пророка.

Повседневная жизнь крестьян строилась на безусловном уважении к старшим - родителям, дедам и прадедам, к старикам вообще. Дети должны были подчиняться родителям во всех делах - и хозяйственных, и личных - до вступления в брак и начала самостоятельной жизни. Отец решал вопрос об отдаче сына в ученье, внаем, об отправке на заработки. В то же время дети не могли оставить родительский дом произвольно.

Самым важным семейным торжеством была свадьба. Свадьба представляла собой целый цикл обрядов, следующих один за другим (иногда - до 20 и больше, в зависимости от состоятельности семей). В Меленковском уезде свадебный обряд начинался со своеобразной разведки, которую проводили обычно женщины, о согласии невесты. Затем следовало сватовство, когда выбранные сваты делали официальное предложение, потом - смотрины, осмотр хозяйства жениха (их еще называли печеглядены или дворосмотрины). После смотрин наступало рукобитье и устраивали "обжорный стол": родственники невесты отправлялись в харчевню в ближайшем селе, где жених заказывал им за свой счет пироги, мясо, пиво, вино, которые уничтожались будущей родней "с полной мужицкой энергией". В случае, если все проходило благополучно, дальше следовал сговор, или обручение, во время которого устанавливались сроки свадьбы, определялся размер приданого, решались различные практические вопросы. Один из известных крепостных художников - Михаил Шибанов, крепостной Потемкина, написал картину "Празднество свадебного сговора", на которой изобразил сцену обручения, надпись на обороте картины свидетельствует, что она выполнена в селе Татарове Суздальской провинции в 1777 г. Свадебный обряд так же, как и многие другие традиции, передавался из поколения в поколение, что способствовало сохранению патриархального уклада повседневной жизни, который контролировался сельской общиной.

Владимирский край
Авторы: Ю.Э.Жарнов, В.М.Маслов, В.Н.Киприянова, Д.И.Копылов, Е.М.Петровичева. При написании использованы также материалы, представленные краеведами С.Н.Мининым, А.В.Тороповым, О.В.Разумовской.
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.