Добавить в закладки

Владимирская земля в XVI-XVII вв. События в Александровой слободе.


Одним из самых драматичных событий в истории России XVI в. была опричнина, тесно связанная с небольшим поселением на территории бывшего Переславль-Залесского княжества Александровой слободой.

Еще в одной из грамот Ивана Ш дорога из Москвы в Ростов Великий названа "Большой слободской дорогой" - видимо потому, что обживался край путем основания слобод. Древнейшая волость на территории Переславля Залесского, пограничного с Московским княжеством, в документах XV в. именуется Великой Слободой. Первое достоверное известие о Великой Слободе встречается в жалованной грамоте сына Дмитрия Донского князя Юрия Дмитриевича от 1434 г.

В начале XV в. Великая Слобода была волостным центром, где жили представители администрации московского князя. В Слободе останавливались и сами московские князья во время разъездов, в том числе и на богомолье. Когда и по каким причинам Слобода утратила название "Великая" - неизвестно. Возможно, виной тому были пожары, регулярно опустошавшие деревянные поселения. Во всяком случае, в начале XVI в. в документах "Великая Слобода" уже не упоминается, зато появляются "Старая Слобода" и "Новое село Александровское". В духовной грамоте Ивана III (1504 г.) Новое село Александровское завещано сыну Василию -будущему великому князю Василию III. В начале XVI в. почти единовременно, за несколько строительных сезонов был выстроен большой комплекс из нескольких дворцовых, четырех храмовых и целого ряда хозяйственных сооружений. Все постройки едины в архитектуре и планировке, по строительным материалам и методам работы с ними, и относятся, предположительно, к периоду 1509-1515 гг. В строительстве дворцового комплекса в Александровой слободе принимали участие итальянские мастера, возводившие перед этим Большой Кремлевский дворец в Москве.

Таким образом, Александрова слобода являлась не просто административно-судебным центром дворцовых владений. Для этого достаточно было построить обычную судную избу в уже имевшемся поселении. Видимо, Новая слобода изначально была задумана как одна из дальних резиденций московского государя, в которой могли разместиться не только великокняжеская семья и ее ближайшее окружение, но и значительное число членов государева двора, рядовых дворцовых служителей из дворян, сопровождающих Василия III в его ближних и дальних походах.

Выбор места для государевой резиденции не случаен; близость к Троице-Сергиевому монастырю, регулярно (иногда дважды в год) посещавшимся великим князем и его семьей; местоположение на Ярославской дороге, стратегически важной в путях сообщений, из слободы брал начало традиционный путь на Юрьев, Суздаль, Владимир, а также к западу - на Дмитров, Рузу, Звенигород. Имели значение и относительная близость к Москве (около 100 верст), и удаленность от всех опасных границ (западных, южных и юго-восточных),

О том, что Александрова Слобода в XVI в. функционировала как резиденция главы государства (а не просто место отдыха великого князя), свидетельствуют и такие факты: осенью 1528 г. Василий III принял в Новой Слободе посольство Казанского ханства. Отношения с Казанью в то время были очень сложными, но послы, чувствительные к малейшему нарушению дипломатического этикета и традиций, не выразили протеста против приема не в стольном городе, а в отдаленной резиденции. Следовательно, помещение, где проходил прием, ритуал, пышность одежд присутствовавших лиц не нарушали сложившихся правил, то есть Александрова слобода вполне выполняла функции государевой резиденции.

Александрова Слобода. Гравюра из книги Я. Ульфель-да. XVI в.

Александрова Слобода. Гравюра из книги Я. Ульфельда. XVI в.

Известно, что Василий III был в Новой слободе в 1525 г. перед разводом со своей первой бездетной женой Соломонией Сабуровой (после развода она была насильно пострижена в монахини и отправлена в Суздальский Покровский женский монастырь под именем старицы Софьи). Кроме этого, в документах зафиксированы поездки в слободу Василия III в 1523, 1528, 1532 гг. Новой женой Василия III, матерью Ивана IV стала молодая красавица княжна Елена Васильевна Глинская, из рода князей Глинских, выходцев из Великого княжества Литовского(Родословная легенда князей Глинских свидетельствует, что сыновья погибшего в борьбе с Тохтамышем Мамая бежали в Великое княжество Литовское, крестились, получили в удел г. Глинск и стали князьями Глинскими. Если легенда соответствует действительности, то Йван IV был одновременно потомком Дмитрия Донского и его соперника на Куликовом поле ордынского хана Мамая.). Именно ей, "жене своей Олене", умирая, отдал великий князь Александрову слободу в "опришнину".

Термином "опричнина", "опришнина" называли особый надел вдов великих князей, которым они могли распоряжаться по своему усмотрению ("по душе ли дасть", т. е. завещать в монастырь, "сыну ли дасть") как своей собственностью. Надо отметить, что не все великокняжеские вдовы получали "в опричнину" земельное владение.

Василий III, 54 лет от роду, умер неожиданно (все началось с пустяковой царапины, а закончилось общим заражением крови, которое в то время не умели лечить), когда наследнику престола Ивану IV Васильевичу было всего три года. Елена Глинская отстраняет от власти опекунов - бояр, назначенных Василием III, и от имени сына вместе со своим фаворитом Иваном Овчиной Телепневым-Оболенским правит государством. Прошло менее трех месяцев, как вышел указ о доставке большого количества строительного леса в Новую Александровскую слободу. Возникает предположение, что Елена Глинская, отстранив от власти бояр-опекунов, чувствовала непрочность своего положения, возможно, даже находилась в опасности. Именно с этим связано возведение вокруг "опришного" владения крепостных деревянных стен с воротами. О стене, сложенной "из бревен, врезанных одно в другое и доверху засыпанных землей", сообщал немец-опричник Генрих Штаден. Тогда же, видимо, комплекс дворцовых построек был окружен и рвом. Именно сюда, в "опришнину" своей матери уехал в декабре 1564 г. царь Иван Васильевич, сделав Александрову слободу столицей своего вновь образованного удела, также получившего название опричнины, и вся политика царя с 1564 г. стала называться опричниной.

Известно, что еще до опричнины Иван IV побывал в Александровой слободе более десяти раз. Особенно показательны посещения слободы в 1558 и 1563 гг.

В 1558 г. в Троице-Сергиев монастырь "наехали" бояре и воеводы, командовавшие русскими войсками в Ливонии, а также многочисленные дети боярские - посыльные воевод, головы, есаулы и т.п. Численность их составляла сотни человек. Царь повелел им всем отправиться вслед за собой в "село свое слободу Александровскую", где они, надо полагать, без труда могли разместиться. Царь наградил всех прибывших, в зависимости от заслуг, "шубами и кубками, и аргамаками, и конями, и доспехами, и ковшами и деньгами..." Видимо, все эти награды - шубы, драгоценная посуда, породистые боевые кони, ткани, доспехи, деньги - в достаточном количестве находились в самой Слободе.

В 1563 г. царь проживал в слободе с конца мая до середины июля. Сюда прислали пленных из отряда князя Михаила Вишневского, бежавшего с русской службы. В слободе же принимал царь литовского посланника от Сигизмунда II Юрия Быковского, который "ел у государя в столовой большой избе". Из Александровой слободы отправлял Иван IV посольства в Ногайскую Орду и к князю Темрюку Черкасскому (Темрюк Айдарович - кабардинский князь, на дочери которого после смерти первой жены Анастасии Романовой женился Иван IV).

Вообще в канун опричнины Иван Грозный часто бывал в Новой слободе. Так, в 1564 г. он с Марией Темрюковной и сыновьями от первого брака приезжал в слободу в июле, затем - в октябре, оставив в слободе на время Марию и сыновей, и, наконец, в декабре.

Полная драматизма история Александровской слободы началась 3 декабря 1564 г., когда царь из Москвы отправился на богомолье. Царские "объезды" монастырей были достаточно регулярны. Современники не раз отмечали исключительную набожность Ивана IV. Эти поездки были одновременно и исполнением религиозного долга, и своеобразными инспекциями. Однако в этот раз боярам, сопровождавшим царя в поездке, приказали взять с собой жен и детей. Сопровождали царя и дворяне из всех городов, которых он "прибрал" быть с собою. Они тоже должны были взять слуг, запасных коней и весь "служебный наряд", то есть вооружение, доспехи, припасы. Повез царь на богомолье и все драгоценности, золотую и серебряную посуду, иконы и кресты, всю одежду, деньги, казну, включавшую в себя государственный архив. К 21 декабря царский поезд прибыл в Троице-Сергиев монастырь. После молитв и традиционной службы в память святого Петра - митрополита Иван IV отправился не в Москву, а в Александрову слободу, откуда и направил в начале 1565 г, в столицу гонца с двумя грамотами: в одной содержался список "измен" бояр и дворян, которые не только "тащили" царскую казну, но и "измены делали", не желая воевать с недругами, во второй царь сообщал посадским людям Москвы, что "гневу на них и опалы" нет. Уехал же царь от "многих изменных дел", чтобы "его, государя", Бог "наставил",

Это был исключительно точно рассчитанный политический маневр: "царь-батюшка", "надежа-государь" был вынужден оставить государство из-за всех этих бояр, детей боярских, дьяков, а простой мужик, посадский люд и .есть главная опора трона, на него нет ни гнева, ни опалы. Как, видимо, и рассчитывал венценосец, московский люд потребовал от бояр упросить государя вернуться, угрожая в противном случае расправиться с царскими изменниками своими силами. Таким образом царь Иван фактически заручился поддержкой народа на любые действия, в том числе и на террор.

Боярская дума направила к царю депутацию из бояр и духовных лиц с ходатайством вернуться на трон. Сначала царь в переговорах с ними заявил, что решение его окончательно, и лишь затем "уступил" слезным молениям. Слобода тех тревожных дней производила впечатление военного лагеря. Бояр привели во дворец под сильной охраной, как явных врагов.

Условиями возвращения на престол царь назвал: признание за ним права казнить "изменников" по своему усмотрению и учреждение опричнины для "охранения" его жизни.

Распятская церковь-колокольня в Александрове. XVI в. Современный вид.

Распятская церковь-колокольня в Александрове. XVI в. Современный вид.

Боярская депутация приняла эти условия. В государев опричный удел вошла значительная территория государства, в том числе дворцовая Гусевская волость Владимирского уезда, Аргуновская волость вокруг Александровой слободы, весь Суздальский уезд. Предполагалось, что из взятых в опричнину территорий будут выселены те служилые люди, которым "не быти в опришнине", а земли их отойдут опричникам. Так появились в нашем крае села, названные именами своих опричных владельцев: Бельково, Бунаково, Годуново, Глинково, Отяево, Шуйское и др. (Александровский район). В свою очередь из опричных земель были высланы в Казань на поселение князья Ромодановские, Пожарские, Ковровы, Гундоровы, Кривобарские (из рода князей Стародубских).

Уже к осени 1565 г. в Александрову слободу сошлись все нити внутреннего управления. В ней функционировали опричные приказы, опричная Боярская дума и ряд других учреждений. Внешняя политика оставалась прерогативой царя, но Посольский приказ оставался в ведении земщины. И при всем при том именно слобода была едва ли не главным местом международных переговоров и подписания соглашений. Сюда прибывали послы и посольства Англии, Швеции, Крыма, Великого княжества Литовского (затем Речи Посполитой), Дании, папского престола, иных государств. С 1568 г. в слободе располагалась царская книгописная палата и печатный двор. Печатный стан был поставлен в избе на дворе Глинских, около северо-западной башни кремля. В писцовой книге Александровой слободы XVII в. это место названо "печатной Слободкой, что бывал Глинский двор". Постепенно слобода обрастала стрелецкими слободками, поселками иноземных наемников, слободками служилых людей по прибору, торгами. Из слободы шли указания о "переборе людишек", туда шли многочисленные обозы с едой, фуражом, всем необходимым, прибывали челобитчики. Английский путешественник Флетчер писал, что Александрова слобода при Иване Грозном по доходам стояла на первом месте среди других городов Руси. Это вполне вероятно, так как слобода в сущности заменяла собой столицу, сюда свозили товары со всей страны и из-за границы, не говоря, уже о "трофеях" из разоренных городов и разгромленных боярских вотчин и монастырей.

Из Александровой слободы отправилось опричное войско на Новгород, учинив там погром, от которого город долго не мог оправиться. В палатах слободы происходили жутковатые пиры, описание которых оставили современники; в слободе погиб царевич Иван, смертельно раненый царем в приступе гнева. В Москву теперь Иван IV ездил "на невеликое время". Деревянные укрепления, воздвигнутые в свое время по распоряжению Елены Глинской, царь велел выложить кирпичом "от земли до стрельниц" (бойниц). Современники относили слободской кремль XVI в. к крупнейшим крепостям московской Руси.

Одной из особенностей быта Александровой слободы было учреждение там подобия монашеского братства, где роль игумена-настоятеля -исполнял сам царь. Все носили одинаковые, похожие на монашеские, черные одежды. Как и в монастыре, здесь была общая трапеза, совмещавшаяся с богослужением. Общая трапеза - это не просто застолье, но и символ некоторого, пусть показного, равенства, как напоминание о временах, когда князья пировали со своими дружинниками. Разумеется, эти трапезы были далеки от монашеского аскетизма. Служившие в опричнине ливонские дворяне Иоганн Таубе и Элерт Друзе сообщали: "каждому подается еда и питье, очень дорогое и состоящее из вина и меда".

Еще более выразительное описание царского обеда оставил датский посол Яков Ульфельд, отметивший, что обед состоял из 65 блюд, а золотой и серебряной посуды было так много, что ее ставили одну в другую. Кстати, в книге, изданной по возвращении на родину, Ульфельд опубликовал гравюру с общим видом Александровского кремля, на которой показаны основные храмы, звонница, три царских каменных дворца.

Летописи о слободской жизни сообщают очень немного. В слободе умерла вторая жена Ивана Грозного Мария Темрюковна, Здесь в подклете Троицкого собора похоронены ее две дочери, умершие в детстве. И хотя соборный приговор духовенства отмечал, что Мария была отравлена "вражьим злокозньством", Пискаревский летописец прямо указывает, что царь сам "опоил Марью Черкесскую". В 1571 г. после страшного пожара Москвы (в результате набега крымского хана Девлет-Гирея) в Александрову слободу свозят две тысячи девиц, из которых царь выбирает шестнадцатилетнюю новгородскую дворянку Марфу Собакину. Иван IV обвенчался с ней в Троицком соборе Александровой слободы в октябре 1571 г. "Дружками" Марфы на свадьбе были Малюта Скуратов и Борис Годунов. Не прошло и двух недель, как Марфа Васильевна при таинственных обстоятельствах умерла.

Похоронили ее в Вознесенсном монастыре в Москве. После этого в Александровой слободе было еще четыре царицы - четыре жены царя, одна из которых, княжна Анна Васильчикова, так же, как в свое время Соломония Сабурова, была насильно пострижена в Суздальский Покровский монастырь. В 1580 г. в том же Троицком соборе слободы на сестре Бориса Годунова Ирине женился второй сын Грозного, Федор.

Одна из тайн Александровой слободы - знаменитая царская библиотека. Есть свидетельства о том, что московские князья владели богатейшей библиотекой, в которой хранились древнейшие греческие пергамен-ты, латинские хронографы, древнееврейские манускрипты, возможно, ярлыки Батыя и других ханов. В один из приездов в Москву в 1566 г. царь лично просматривал в кремлевском архиве документы и часть из них забрал с собой в слободу. В древней описи царского архива значился 231 ящик с книгами и документами. При переезде в слободу Иван IV отобрал бумаги из 31 ящика. Предполагают, что это были летописи и грамоты, относящиеся к царской родословной, так как в это время Грозный настойчиво искал доказательства родства с римскими цезарями. После гибели сына в 1581 г. царь оставил слободу и больше в нее не возвращался. Возможно, что где-нибудь в тайнике осталась и царская библиотека.

В ноябре 1581 г. в царском дворце в Александровой слободе произошла ссора между Иваном IV и его сыном, наследником престола Иваном Ивановичем, в ходе которой царь ударил сына посохом, нанеся ему смертельную рану в висок. Современники по-разному объясняли причины этой ссоры. Предполагают, что Иван Грозный начал опасаться, что Иван Иванович пользуется большей популярностью, чем он сам, и в среде боярства может возникнуть заговор с целью возведения на престол нового царя. Псковский летописец говорит о том, что наследник престола собирался сам возглавить войско в войне с Речью Посполитой и "учал говорити о выручении града Пскова". (Сам Грозный последние годы из-за болезни позвоночника не участвовал в походах). Папский посланник иезуит Антонио Поссевино, прибывший в Москву уже после убийства, на основании слухов в столице записал, что царевич заступился перед отцом за свою беременную жену, которую Иван IV "поучил" палкой. Трудно сказать, какая из версий соответствует действительности. Ясно одно: царь не имел намерения убивать сына. По свидетельству современников, он едва не помешался от горя. В похоронной процессии царь сопровождал гроб сына в Архангельский собор в Москву. Шел по дороге за санями, бился лбом о крышку гроба, рыдал и просил прощения у покойника, у его матери, у Бога.

После отъезда царя Александрова слобода, утратила былое значение и славу. Постепенно переехали в столицу "дворовые"люди, уехали печатники. Начала разрушаться крепость. Долгое время Александрова слобода ассоциировалась с опричниной, террором, казнями, напоминала о трагическом разделении общества, приведшим к ослаблению государства и послужившим одной из предпосылок начавшейся в XVII в. Смуты.

Владимирский край
Авторы: Ю.Э.Жарнов, В.М.Маслов, В.Н.Киприянова, Д.И.Копылов, Е.М.Петровичева. При написании использованы также материалы, представленные краеведами С.Н.Мининым, А.В.Тороповым, О.В.Разумовской.
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.