Добавить в закладки

Владимирская земля в XVI-XVII вв. Культура.


XVI-XVII вв. в русской истории были исключительно богаты событиями, что оказало серьезное влияние и на развитие культуры. Завершение формирования великорусской народности, укрепление центральной власти и складывание предпосылок абсЬлютизма, рост товарного производства, крестьянские войны и городские восстания, Смута, конфликт между церковью и светской властью, раскол внутри самой церкви - все эти конфликты и потрясения отразились в культуре. Кроме того, в XVII в. начинается разрушение традиционного средневекового мировоззрения, идет процесс обмирщения культуры, развиваются демократические тенденции. Важнейшей проблемой общественной мысли XVI-XVII вв. являются взаимоотношения государства и церкви. В самом начале XVI в. особую злободневность приобрел тезис Нила Сорского о "нестяжании", являвшийся отрицанием всех нетрудовых накоплений монастырей, в том числе и приобретения земель с целью обогащения. Спор "нестяжателей" возник в конце XV в.

Идеологом воинствующей церкви выступил Иосиф Волоцкий, отстаивавший право монастырей на владение землями, выступавший сторонником самой свирепой расправы с еретиками, стремившийся к союзу с великокняжеской властью ради сохранения привилегий церкви. Нил Сорский в "Уставе монастырской жизни" выступил против всех церковных имуществ, сформулировав правило "Не делаяй, да не яст". ("Не работающий, да не ест").

Одним из виднейших последователей Нила Сорского был Вассиан Патрикеев (в миру Василий Иванович Патрикеев) Патрикеевым принадлежала вотчина в Переславском уезде на р. Рокше, а также небольшая вотчина в волости Великой Слободы, деревня Максимовская на большой Слободской дороге. Отец Вассиана, князь Иван Юрьевич Патрикеев, был выходцем из Литвы, находился на службе у Ивана III. В апреле 1492 г. пока строился новый великокняжеский дворец, Иван III переселился в хоромы Патрикеева. Патрикеевы были сторонниками венчания на царство внука Ивана III Дмитрия Ивановича (сына, погибшего великого князя Ивана Молодого). Однако в 1498 г. Иван III решает передать престол сыну от второго брака, Василию, и И.Ю. Патрикеев с сыновьями попадают в опалу. Василий Иванович с иноческим именем Вассиан был пострижен в Кирилло-Белозерском монастыре.

Во втором десятилетии XVI в. Вассиан был приближен к великому князю. Вассиан пишет ряд произведений, развивая идеи нестяжателей, терпимость в отношении к еретикам, работает над "Кормчей", которая должна была стать обязательным для всей церкви уставом. Однако в 20-е годы произошел новый конфликт великого князя с Вассианом, причиной которого была деятельность Максима Грека. Предположительно, именно Вассиан посоветовал великому князю пригласить какого-нибудь ученого для исправления церковных греческих книг. Выбор пал на монаха Максима Грека, прибывшего из Афона. По просьбе Вассиана Максим Грек пишет ряд произведений с явно "нестяжательской" направленностью.

В это время Иосиф Волоцкий, стремясь восстановить позиции "иосифлян", разрабатывает теорию божественного происхождения самодержавной власти: великий князь "властью же подобен есть вышняму Богу", и поэтому ему должны подчиняться не только миряне, но и церковь. Эта теория пришлась по душе Василию III, и идеи передачи церковных земель государству, которые развивали "нестяжатели" отошли на второй план. В 1524 г. Максим Грек был схвачен и с целью облегчения своей участи донес на целую группу вольнодумцев, во главе которых стоял Иван Никитич Берсень-Беклемишев. Отец Берсеня так же, как и И. Патрикеев, был дипломатом у Ивана III. Владения Беклемишевых находились в Переславском уезде, по соседству с вотчиной Патрикеевых. Берсень отстаивал идею ограничения самодержавной власти.

Вероятно, связано это было с тем, что И. Беклемишев был компетентным дипломатом и неоднократно высказывал идеи "встречу" (против) мнения Василия III, утверждая, что надо жить в мире с соседями, а то "ни с кем миру нету, ни с Литовским, ни с Крымским, ни с Казанью, все нам не друзи". Однако Василий III, не в пример отцу Ивану Ш, "упрям и встречи против себя не любит". Разногласия с князем привели к опале, Беклемишев лишился подворья в Кремле (вероятно, около башни, носившей название Беклемишевской) и собрал вокруг себя группу вольнодумцев. Берсень предлагал держаться "старины", противопоставляя "доброе" правление Ивана III ("до людей ласков") новым отношениям при Василии III, который сам "всякие дела делает", то есть не прислушивается к советам. И. Беклемишева можно назвать мыслителем-гуманистом. Он первым в русской публицистике высказал смелую мысль, что даже "поганые" (неправославные) с помощью Божьей правды могут добиваться своей цели.

В феврале 1525 г. состоялся великокняжеский собор, на котором идеи Беклемишева были осуждены, а самому ему великий князь приказал отсечь голову "на Москве реке".

Трагичной была судьба и Вассиана Патрикеева. Поводом для расправы с ним послужил сложный династический кризис. Василий III, около 20 лет состоявший в браке с Соломонией Сабуровой, не имел наследника, поэтому решил жениться вторично при живой жене. Разводы церковь не разрешала, и "нестяжатели" выступили против заключения нового брака. Особенно активно выступал Вассиан Патрикеев.

В ноябре 1525 г. Соломония была насильно пострижена в монастырь, Василий III женился на Елене Глинской, а в мае 1531 г. после появления в 1530 г. наследника престола Ивана IV состоялся церковный суд над Василием Патрикеевым. Главным обвинением против него было выдвинуто создание Кормчей книги, отвергавшей устоявшиеся на Руси церковные каноны. (В частности, порядок утверждения на должности епископов без санкции патриарха, отрицание новых "чудотворцев", не чуравшихся "стяжания", стремление вернуть церковь к ее "первой духовной красоте"). По приговору суда Вассиан был отправлен к "иосифлянам" в монастырь на Волоке Ламском, где его вскоре уморили.

Заметный вклад в развитие общественной мысли в XVI в. внес Матвей Семенович Башкин. С начала XVI в. в волости Великой Слободы известна однодворная деревенька Башкино, принадлежавшая "Сеньке да Олексейке Ивашковым детям Башкина". Имелось здесь около 50 га земли. Возможно, Башкины происходили из отпущенных на волю холопов.

В 1550 г. Матвей и его брат Федор имели поместье в Боровске, осенью того же года Матвей ожидал "испомещения" под Москвой, войдя в состав "избранной тысячи", личной охраны государя.

Основой мировоззрения М. Башкина была критика священного писания, которое он называл "баснословием", и отрицание иконопокло-нения. М. Башкин не верил в божественное происхождение Христа, считал, что священники должны быть примером своей пастве. Провозглашая любовь к ближнему в духе раннего христианства, Матвей Башкин решительно выступал против рабства, полагая, что рабство и христианство несовместимы. Следуя своим убеждениям, он даже освободил своих холопов: "У меня де, что было кабал полных, то де есми все изодрал, да держу де, государь, своих добровольно: добро де ему - и он живет, а не добро - и он куда, хочет".

М. Башкин не скрывал своих взглядов. Однажды он пригласил к себе своего духовника Симеона, благовещенского придворного попа, ближайшего соратника Сильвестра, и показал ему Апостол, где воском были помечены места, противоречащие церковной идеологии и жизни русского общества. Как впоследствии показывал Симеон, Матвей заявлял, что "Христос всех братиею нарицает, а у нас-де на иных и кабалы, а на иных беглыя, а на иных полныя", следовательно, Русь не выполняет Христовых заповедей. Такое толкование Апостола показалось Симеону "развратным", даже еретическим, поэтому он не стал отвечать на вопросы М. Башкина, а предложил ему обратиться непосредственно к Сильвестру.

В это время отношения между Сильвестром и Иваном IV изменились, против Сильвестра готовились обвинения, и он при первой возможности доложил о позиции И. Башкина. Иван IV приказал доставить ;ему Матвея вместе с Апостолом, в котором сделаны пометы воском, и после допроса "с пристрастием" приказал посадить в подклеть на царском дворе, а, затем отдал иосифлянам. Во время "дознания", проводимого иосифлянами, Матвей Башкин "нача бесноватися, непотребныя и не-стройныя глаголати на многы часы", а затем "по мучении" сознался, что "злую свою ересь принял от Литвы".

На церковном соборе, где присутствовал сам царь, Матвей пытался обосновать свою позицию, однако был осужден как еретик и отправлен в заточение в Иосифо-Волоколамский монастырь, а затем, после обвинения в еретичестве старца Артемия(Артемий - игумен Троицкого монастыря, последователь Нила Сорского.), сожжен в деревянной клетке.

Еретические учения были проявлением реформационно-гуманистического движения, характерного не только для России, но и большинства европейских государств. Внешне борьба разворачивалась вокруг различных церковных догматов, однако в действительности в ней отражались споры о путях дальнейшего политического развития России. Разгром реформационно-гуманистического движения привел к тому, что в XVI в. в России процесс формирования абсолютистской идеологии, основанной на светских началах, оказался незавершенным.

В XVII в. отношения государства и церкви еще более обострились. В 1653 г. патриарх Никон, желая укрепить позиции церкви, начал проведение церковной реформы. Суть ее заключалась в унификации норм церковной жизни.

Исправление обрядов, богослужебных книг по греческим образцам нарушало сложившиеся традиционные русские формы церковных обрядов и вызвало недовольство части духовенства. Признанным лидером противников Никона стал протопоп Аввакум, возглавивший движение ревнителей старой веры. Ревнители "древнего благочестия" нашли поддержку в разных слоях общества, что привело к расколу.

Основным центром "стояния за старую веру" стала сама Москва. К востоку от нее население Среднего Поволжья с центрами в костромских и вязниковских лесах почти сплошь было против никоновских реформ, и здесь движение приобретало наиболее опасный для официальной церкви характер.

Одним из первых расколоучителей стал старец Капитон, считавший, что "в миру" спасение невозможно. Он и его ученики, названные "лесными старцами", скрывались в скитах к востоку от Вологды, а затем перебрались в вязниковские леса. В сыскных документах середины -второй половины XVII в. "капитанами" считались вязниковские и связанные с ними нижегородские, муромские и вологодские пустынники. Их центром становятся дворцовые земли Ярополческой волости Владимирского уезда.

В конце 60-х годов XVII в. в вязниковские леса был послан для "прочесывания" отряд правительственных войск под командованием Александра Лопухина. Во время этой акции погиб старец Капитон. Часть раскольников была казнена сразу, часть доставлена во Владимир, где в январе 1665 г. было сожжено 12 человек. Однако "чистка" дала мало результатов. Несмотря на казни, этот район остался гнездом радикального крыла церковного мятежа... Здесь наиболее последовательно проповедовали очищение через самоубийство, в частности, "огненной смертью". Лишь в 1691 г. по инициативе поморских старцев учение о самосожжении было осуждено.

Продолжало борьбу с раскольниками и правительство Петра I, считая их не только противниками официальной церкви, но и поборниками ненавистной Петру "старины". Активные действия в этом направлении развернул бывший раскольник, перешедший в господствующую церковь, нижегородский архиепископ Питирим. Именно по его просьбе Ярополч, Гороховец и Вязниковская слобода были присоединены к Нижегородской епархии. С Питиримом Петр I познакомился в 1706 г. в Переславле-Залесском, во время поездки на Плещееве озеро. Основной обязанностью Питирима был сбор наложенной на старообрядцев двойной подушной подати. Неоднократны были жалобы населения на жестокость Питирима.

В 1719 г. на помощь ему был направлен гвардии капитан Юрий Ржевский, имеющий предписание "ссылать на каторгу мирян-раскольни-ков, укрывающихся от двойного оклада и монахов и монахинь ссылать в монастыри, подстрекающим в раскол вырезать ноздри и ссылать на

галеры".

К концу XVIII в. на территории Владимирской губернии сохранилось три центра старообрядчества: Мстера, Вязники, Перово.

Объединение русских земель в единое государство разрушало замкнутость местных, локальных культур, способствовало их взаимообогащению и формированию на этой основе единой великорусской культуры. Особенно ярко эта тенденция проявлялась в зодчестве. В XVI в. складывается несколько направлений в архитектуре, представленные и на Владимирской земле. Одно из них - повторение древних форм ХП в., но с измененным декоративным убранством (закомары превращаются в кокошники). В этом стиле выдержан собор в Киржаче (конец XV-начало XVI вв.). Именно в киржачском соборе воплощены архитектурные приемы, сыгравшие видную роль в каменном зодчестве Руси XVI-XVII вв.

Активно каменное строительство ведется в Суздале. В основном планировка города сложилась к концу XVI в. На северо-западной окраине Суздаля возник уникальный по красоте ансамбль Покровского (женского) и Спасо-Евфимиева (мужского) монастырей.

Покровский женский монастырь был основан в 1364 г. суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем, однако ранняя его история неизвестна. В 1510 г. монастырь посетил Василий III, и с этого времени началось сооружение каменного собора в честь Покрова Богородицы вместо старого деревянного. Здание имеет два этажа. В нижнем находится усыпальница сосланных в заточение цариц, княгинь и боярынь XVI-XVII вв. Самое раннее погребение относится к 1525 г., то есть уже при строительстве подклет был задуман как место погребения. Здесь захоронены: Соломония Сабурова, первая жена Василия III, обвиненная им в бесплодии; Александра, дочь Ивана III; царица Анна Васильчикова. - жена Ивана IV и другие представительницы известных фамилий. Трехглавый Покровский собор с открытыми широкими галереями поставлен на подклети. Здесь также прослеживается подражание традициям домонгольского зодчества. Особое место среди памятников в Покровском монастыре занимает надвратная Благовещенская церковь, построенная в 1510 - 1518 гг. Это единственный миниатюрный трехглавый храм, копирующий крупный собор. По монастырским сказаниям, здесь находилась моленная княгини Соломонии.

"Архитектурной загадкой" Суздаля называют Зачатьевскую трапезную церковь, расположенную к северу от Покровского собора. Здание двухэтажное, внизу - хозяйственные помещения, наверху - собственно трапезная с примыкающей к ней церковью. По карнизу здания идет широкая рельефная декоративная полоса, крестообразно орнаментированная красными кирпичами. Нигде в Суздале нет ничего похожего. Исследователи склонны видеть в архитектуре Зачатьевской церкви польское влияние. Это вполне вероятно,' так как после развода с Соломонией Сабуровой Василий III женился на Елене Глинской, при посредстве которой и мог быть приглашен архитектор из Польши. К гражданским постройкам Покровского монастыря относится приказная изба XVII в.

Напротив Покровского монастыря на высоком левом берегу р. Каменки находится Спасо-Евфимиев Монастырь, основанный, как и Покровский, в середине XIV в. Окружающие в настоящее время монастырь грандиозные красные кирпичные стены с двенадцатью башнями выстроены во второй половине XVII в. В центре монастыря находятся Спасо-Преображенский собор, Успенская трапезная церковь, звонница, Благовещенская надвратная церковь. Первый Преображенский собор был построен при основании монастыря. В 1507 г. после пожара началось строительство каменного Преображенского собора, который в конце XVI в. был перестроен и стал приделом нового, более обширного пятиглавого храма. В его интерьере сохранилась фресковая живопись, выполненная в конце XVII в. артелью художников во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным. Роспись Спасо-Преображенского собора выполнена в переходном стиле от традиционной фресковой живописи к декоративно-повествовательной, уделяющей много внимания мелким подробностям в изображении библейских и житийных сюжетов, что вызвано обращением живописцев к окружающей жизни, к природе, к человеку. Трапезная Успенская церковь (1525 г.) - памятник шатрового архитектурного стиля, сложившегося в XVI в. В настоящее время церковь венчает один шатер над алтарной частью, в древности два шатра поменьше располагались над боковыми апсидами. Необычна и архитектура звонницы, находящейся прямо в центре монастырского двора. Своей плоской стенообразной формой она напоминает звонницы Пскова и Новгорода. В северной части монастыря расположены двухэтажный больничный корпус с Никольской церковью XVII в. и мрачно знаменитая государственная тюрьма, основанная во второй половине XVIII в.

Длинное одноэтажное здание тюрьмы отгорожено дополнительной стеной. Сюда присылали "колодников" со всей России. Еще одной гражданской постройкой является Братский корпус, строительство которого началось, вероятно, в XVIII в. Из всех архитектурных ансамблей Суздаля монастырь выделяется своим могучим обликом. Кроме Успенской церкви в Суздале, шатровые соборы были построены в XVI в. в Муроме (храм Козьмы иДамиана), в Переславле-Залесском (церковь Петра Митрополита), в Александровой слободе (Покровская церковь и Распятская церковь-колокольня).

В 1652 г. на патриарший престол вступил Никон, запретивший строить шатровые церкви. Однако полностью уничтожить шатровый стиль патриарху не удалось. Полюбившиеся зодчим шатры были перенесены на колокольни, пришедшие в XVII в. на смену звонницам.

Распространенным становится тип небольшого кубического храма, увенчанного пирамидой кокошников, обычно с пятью тесно поставленными главками на высоких барабанах. Постепенно формируется так называемая "хоромная композиция", состоящая из нарядной (обычно шатровой) колокольни, одноэтажной трапезной, служившей для светских нужд прихожан, и собственно храма, украшенного тонкими колоннами, резьбой наличников, различными орнаментами. Именно в таком стиле выдержаны соборы Благовещенского и Троицкого монастырей в Муроме, а также Богородицкая церковь во Владимире. Особенностью украшения сооружений XVII в. является некоторая ассиметричность в расположении окон, отдельных элементов декора, что придает зданиям несколько кокетливый и жизнерадостный вид. Связано это с тем, что происходит постепенное переосмысление назначения здания церкви: если первоначально храм был символическим отражением мироздания, то в XVII в. он воспринимается как "дом божий", который должен быть богаче, замысловатее, красивее, чем жилище человека. В архитектуре зарождаются и развиваются светские мотивы, светские художественные приемы и формы, что связано с общим процессом обмирщения культуры. Кроме того, часто заказчиками храмов являлись купцы и посадские люди, поэтому в зодчестве отразились и народные идеалы, народные представления о красоте. Современники исключительно точно определили сущность нового искусства XVII в. - "дивное узорочье".

В XV-XVI вв. создается общерусская литература. Для Владимиро-Суздальской земли, ставшей частью Московского государства, характерно стремление возродить в какой-то степени утраченный авторитет.

Добиться политического преобладания над Москвой уже невозможно, хотя бывшие владетельные князья (Шуйские, Вельские) еще не утратили окончательно веру в возможность возвращения своих позиций, влияния на великокняжескую, а затем и царскую власть. Суздаль, превратившийся в религиозный центр, стремится "обогнать" Москву в историко-литературном процессе. Возможно, устремления суздальского духовенства и родовой суздальской знати и привели к появлению в Суздале агиографической литературы(Агиография - вид церковной литературы - жизнеописания святых.).

Ансамбль Троицкого монастыря в Муроме. XVII в. Современный вид.

Ансамбль Троицкого монастыря в Муроме. XVII в. Современный вид.

Видным писателем XVI в. являлся монах суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий, создавший несколько агиографических произведений. Ему принадлежат "Житие Евфимия Суздальского" (основателя Спасо-Евфимиева монастыря), "Житие Евфросинии Суздальской" (дочери черниговского князя Михаила Всеволодовича, основавшей суздальский Ризоположенский монастырь), "Житие Иоанна Суздальского" (епископа суздальского и нижегородского), "Житие Козьмы Яхоремского" (основателя Успенского Козьмина монастыря в Юрьеве-Польском уезде на р. Яхроме), а также "Похвальное слово новым русским чудотворцам".

Ежегодно русская церковь отмечает память всех святых. Праздник был установлен в середине XVI в. после соборов 1547 и 1549 гг., которые канонизировали 30 новых и 9 "местночтимых" святых. В честь этого праздника Григорием было составлено "Похвальное слово на память всех святых русских, новых чудотворцев, списано Григорием чернецом во обители великого Евфимия".

В "Житии Евфимия" рассказывается, как суздальско-нижегородский князь Борис Константинович решил устроить в Суздале мужской монастырь. Евфимий, бывший в то время послушником Печерского монастыря, помог князю Борису выбрать на берегу р. Каменки место для будущей обители. Борис Константинович начал копать ров для фундамента храма, а Евфимий обтесал себе три камня для гроба, в подтверждение намерения постоянно жить в основанной им обители. Произошло это в 1352 г. Через 12 лет, в 1364 г. Евфимий, уже архимандрит, основал по другую сторону Каменки женский Покровский монастырь, по просьбе Андрея Константиновича, старшего брата князя Бориса: Андрей однажды на Волге попал в бурю и дал обет в случае спасения построить женский монастырь. Скончался Евфимий в возрасте 88 лет в 1404 г. и был похоронен в построенной им каменной церкви.

В "Житии Евфросинии" много внимания уделяется конкретным событиям, борьбе с "погаными", описывается как Евфросинья своими молитвами спасла Ризоположенский монастырь от разорения войском Батыя во время захвата Суздаля. В целом можно отметить, что произведения Григория, полностью отвечая житийному канону, были оригинальными произведениями, выражавшими особенности суздальской агиографии с ее стремлением прославить местных святых, чтобы возвеличить Суздаль и одновременно определить его роль в исторических судьбах Руси.

Владимирский край
Авторы: Ю.Э.Жарнов, В.М.Маслов, В.Н.Киприянова, Д.И.Копылов, Е.М.Петровичева. При написании использованы также материалы, представленные краеведами С.Н.Мининым, А.В.Тороповым, О.В.Разумовской.
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.