Добавить в закладки

Под игом монголо-татар. Землевладение. Хозяйство.


XIII- XV вв. - период складывания и роста на Руси феодального землевладения. Ранее свободная крестьянская община была почти полностью подчинена феодальному государству и отдельным землевладельцам. Фактически в этот период феодалы начинают утверждать за собой монопольное право на владение землей, что давало им экономическую и политическую власть над крестьянами.

Крестьянство делилось на две большие категории: черных (черносошных) и владельческих. Владельческие жили на землях, принадлежавших вотчинникам (светским и духовным) и помещикам, черные крестьяне - на землях, не принадлежавших какому-либо отдельному феодалу. Верховным собственником "черных' земель являлся князь, по существу -феодальное государство. Черные крестьяне выполняли разнообразные повинности, совокупность которых составляла тягло. Тягло черносошных крестьян включало: княжескую дань, "писчую белку" (налог, взимавшийся некогда в пользу переписчиков, а теперь идущий в княжескую казну), "ям" (налог на организацию почты), многочисленные пошлины (мыт, тягло, весчее, восьмничее), а так же натуральные повинности - "подводы' , "городное дело". В конце XV в. выделяются дворцовые земли, заселенные крестьянами и слугами, обслуживающими великокняжеский двор (или двор удельного князя). Известно, что в XIV - XV вв. на княжеских землях развивалась практика отдачи земельных участков дворцовым слугам (свободным и несвободным). Права владельцев такими участками могли быть различными: временное пользование, связанное с выполнением конкретных обязанностей, личное пожизненное владение, наследственное владение. Во второй половине XV в. в связи с военными задачами объединенного государства постепенно формируется особый слой населения, обязанный нести военную службу за право пользоваться землей. Все виды условных держаний слились с поместьем, юридический статус которого оформляется в первой половине XVI в.

С XIV в. начинается процесс постепенного прикрепления черных крестьян к земле и закрепощение владельческих крестьян. Первоначально князья в договорных грамотах обязывались не принимать на свои земли тяглых людей "из иных княжений". Частные владельцы с помощью государственного законодательства стремились прикрепить крестьянина к определенной вотчине или поместью, лишить его возможности выбирать себе "господина. По источникам известно, что крестьяне переходили с земель частных феодалов на черные земли, а с черных - на частновладельческие (обычно на земли крупных феодалов), привлекаемые сюда льготами, т.е. освобождением на определенное время от несения государственных повинностей, а также ссудами. Поэтому от крестьянских переходов страдали прежде всего средние и мелкие феодалы.

К середине XIV в. на Руси в основном было завершено восстановление хозяйства, разрушенного монголо-татарскими нашествиями. Основу экономики, как и прежде, составляло сельское хозяйство. Со второй половины XIV в. растут посевные площади за счет освоения новых и ранее заброшенных участков, распространяется паровая система земледелия. В скотоводстве и птицеводстве уже известны все типичные для поздних времен виды домашнего скота и птицы, а так же приемы ведения этой отрасли хозяйства. Важнейшим дополнением были промыслы: рыболовство, бортничество, охота, солеварение. Совершенствовалось и ремесло, что способствовало усилению обмена, развитию торговли. Складывается местный рынок, оживляются экономические связи между отдельными русскими землями. Так, например, Новгород постоянно нуждался в привозном хлебе из Владимиро-Суздальской земли, с ее плодородного Ополья.

На территории Владимирского края большое количество земель принадлежало великому князю. Освоение пустых земель шло путем основания слобод, когда князь предоставлял возможность на льготных условиях селиться людям "из иных княжений" на своих землях. Для этого на участках на расстоянии около полукилометра друг от друга селились княжеские слуги и начинали "копить слободу", созывая к себе людей. Таким образом формировались группы небольших селений, жителей которых князь брал под опеку и освобождал от налогов на 10-20 лет. Так осваивалось Переяславское Залесье. Документы упоминают Чечевкину, Тутомлину слободы, которые впоследствии стали селами Чечевино, Маринино, Слободка.

Активную роль в заселении Залесского края играл один из бояр Иваны Калиты Андрей Кобыла, сын которого - Федор Кошка -стал родоначальником царского дома Романовых. Андреем Кобылой и его сыновьями были основаны Кобылина слобода, о существовании которой напоминает д. Кобылино, Елкино, Колычево, Григорово, с.Никольское, Гавшино на р. Малый Киржач, Кишкино (Кошкино) и другие. В эти слободы переселялись крестьяне из Вязьмы, Твери, Новгорода, Полоцка.

Менее изветстны, чем Кобылины, князья Тутолмины, также ставившие слободы. Их земли располагались на берегу р. Большой Киржач (с. Шимоново с деревнями). В духовной грамоте Ивана Калиты упоминается с. Павловское, купленное его бабкой в конце XIII в. - одно из древнейших великокняжеских сел в Переяславском Залесье (впоследствии это село передано Александровскому монастырю в Переяславле-Залесском).

На великокняжеских черных землях крестьяне вели общинный образ жизни и хозяйства. В XV в. эти земли были уже административно упорядочены, составляли черные волости и станы. В центральном селении такой административной единицы существовало мирское самоуправление, вершился суд, собирались подати. Здесь же мог находиться двор великого князя или его боярина.

К началу XV в. значительная часть черных государевых земель уже перешла в руки светских и церковвых феодалов. Например, в Переяславле - Залесском крае из черных волостей и станов свободными оставались Артемьевский стан, расположенный на границе с Радонежским уездом, Площевская черная волость, к востоку от которой находились богатейшие леса с бобровыми гонами, бортными угодьями. Эта местность именовалась Бортным станом. Были еще отдельные пустоши, деревни и села, составлявшие иногда целые волости. Одной из них была Ирковская (или Андреевская) волость в Кодяеве стане, находившаяся в междуречье Малого Киржача и Боганы (ныне р. Большой Киржач). Крестьяне этих волостей сохраняли общинное устройство до конца XIV в., когда черные земли практически исчезли.

Обычно великий князь выдавал в свою черную волость так называемую "уставную грамоту", в которой определялся порядок несения общинного тягла и уплаты податей, устанавливалось судопроизводство за душегубство (убийство) и разбой (вооруженное нападение), татьбу (воровство), самосуд, нарушение межи, потраву огородов и вырубку великокняжеского леса. Уставная грамота, кроме того, запрещела кому-либо приходить "незваными" к великокняжеским крестьянам на пиры и "братчины"(Братчина - традиционный, обычно ежегодный совместный пир всех членов общины, символизирующий равноправные ("братские") отношения внутри общины.). Такая уставная грамота была дана Василием III старосте и крестьянам Артемьевского стана в 1506 г.

Сохранились во Владимирском крае и земли старинных княжеских родов, в частности, Стародубских - Пожарских, Ромодановских, Ряпо-ловских, Гагариных.

Князья Пожарские вели свой род от Василия Андреевича, сына стародубского князя Андрея Федоровича, получившего в конце XIV в. в удел волость Пожар, расположенную к югу-западу от г. Стародуба. Первоначальный удел Пожарских включал в себя земли от нынешнего поселка Мелехово до Иванова-Эсино, а также села Павловское и Новое. В середине XV в. большую часть этих земель Пожарские поменяли на удел кн. Ряполовских в Мугрееве.

Род Ряполовских берет начало от князя Ивана Андреевича Нагавицы, второго сына князя Андрея Федоровича. Он получил в удел восточные земли бывшего Стародубского княжества, с центрами в селах Ряполово и Мугреево. По первому селу и было дано прозвище Ряполовские. В борьбе Василия II Темного с Дмирием Шемякой Ряполовские выступали на стороне Василия II.

Давыд Андреевич, третий сын князя Андрея, получил земли на севере княжества: от реки Уводи до д. Ступица и с. Воскресенского на р. Шижегде, а также с. Палех с окрестными деревнями. Его потомки получили прозвище Палецких. Палецкие были известны как воеводы, прославившиеся в походах на Литву (в 1500 г.) и Казань (в 1506 г.) Потомки Федора Андреевича, формально остававшимся стародубским князем, после смерти Андрея Федоровича, были родоначальниками рода Гагариных и Ромодановских, владевших селами Сарыево, Ромоданово, д. Яблонцы и Богоявленской слободой (ныне нос. Мстера). Ромоданов-ские были окольничими при Иване III и Василии III. В самом конце XV в. было проведено всеобщее описание земель и сделана попытка ввести единую единицу обложения. Начиная с 1497 г. были описаны, помимо других центральных земель, Владимир, Гороховец, Переяславль, Суздаль, Юрьев, Муром. Основной окладной единицей стала соха. Размер сохи колебался в зависимости от социального статуса землевладельца, традиций в данном регионе и "посильности" хозяйств от 100 до 300 четвертей пашни(Приблизительно от 50 до 150 га) (пустоши, беспашенные починки сохами не описывались). Судя по этому описанию, во Владимирском крае большое количество земель принадлежало митрополиту, монастырям (не только владимирским, но и Троице-Сергиеву, Волоколамскому и др.).

К середине XIV в. относится основание одного из крупнейших монастырей во Владимирском крае - Суздальского Спаса-Евфимиева, которому потомки суздальских князей щедро пожаловали вотчины вблизи Суздаля, около Гороховца и в Нижегородском крае. В это время за монастырем числились села Переборово, Троицкое, Омутское, Коровники, Мордыш, Терки и др.

Вблизи Спаса-Евфимиева монастыря на противоположном берегу р. Каменки был основан женский монастырь Покровский, также получивший щедрые пожалования. Княгинину Успенскому монастырю принадлежали волость Дуброва во Владимирском уезде и с. Семьинское (Семгин-ское) в Юрьевском уезде.

В середине XIV в. была основана при впадении в р. Молокча речки Махрищи соратником Сергия Радонежского Стефаном Стефано-Мах-рищская пустынь, впоследствии Махрищский монастырь, получивший первоначально земли от боярина Лыкова (с. Зеленцыно на р.Сере в волости Великая Слобода) .

Наиболее полные сведения о занятиях монастырских крестьян содержатся в жалованной грамоте митрополита Киприана 1391г., данной владимирскому Константино-Еленинскому монастырю, который входил в состав владений московского митрополита.

Крестьяне Константиновского монастыря пожаловались митрополиту на своего нового игумена. В конце XIV в. крепостное право еще не оформилось, и митрополит Киприан принял жалобу как нормальное явление, и приблизительно через полгода после ее поступления, тщательно расследовав дело, дал обстоятельный ответ. Видимо, новый игумен сделал попытку ввести дополнительные повинности, что вынудило крестьян обратиться с жалобой к митрополиту, и тот восстановил старый порядок.

Судя по грамоте, крестьяне этого монастыря делились на две имущественные группы: "большие люди", т.е. имеющие лошадей, и "пешеходцы", т.е. безлошадные. Они различались и по своим обязанностям по отношению к монастырю. "Большие люди" должны были производить строитльные и ремонтные работы в монастыре, ставить ограду, пахать участок игумена "взгоном", т.е. все вместе, пруды прудить, ез(Ез - приспособление для рыбной ловли.) забивать для ловли рыбы зимой и весной, ходить на ловлю с неводом, ходить осенью на бобров и дважды в год приходить к игумену с подношениями, "что у кого в ручках". "Пешеходцы" обязаны были обмолачивать рожь, печь хлебы, варить пиво, готовить семена для посева, прясть розданный игуменом лен, готовить толстые нити для неводов. Кроме этих повинностей, был еще оброк, определенный не столь обстоятельно: на праздник "все люди" обязывались давать яловицу (туша нетелившейся коровы), и в случае приезда грстей в село игумена на "братчину" выделять корм их коням.

Таким образом, в конце ХIVв. работа крестьян состояла в обслуживании собственно монастырских нужд. Обработка монастырской пашни не была еще обременительной и не вызывала их жалоб, вероятно, вследствие небольшого ее размера и обработки "взгоном".

К XV в. относятся еще две грамоты Константино-Еленинского монастыря, позволяющие судить о положении крестьян. В 1426 г. великий князь Василий Васильевич освободил монастырских крестьян от государственных повинностей и тягла сроком на 5 лет из -за морового поветрия, а также разорения от набега татар. Кроме того, крестьянам, пришедшим из иных княжений, были даны льготы на 10 лет. Кстати заметить, из грамот следует, что крестьяне тогда еще имели право свободно переходить от одного владельца к другому.

Монастырь часть земель обычно сдавал на оброк, но со второй половины XV в. он уже предпочитал всю землю обрабатывать силами своих крестьян.

Помимо монастырских, на территории Владимирского края были и митрополичьи вотчины. В 1420 - 1421 гт. по жалованной грамоте великого князя Василия Дмитриевича приобрел д. Яковлевскую "волостную" в Талше митрополит Фотий с правом освобождать "пришлых людей" на десять лет от великокняжеских податей и повинностей.

В конце XV в. митрополитом Симоном была дана жалованная оброчная грамота бортникам Семену Улыбашеву да Андрею Коняеву "на митрополичьи земли и деревни", а также "на лес бортной в Заречьи за Клязьмою". Бортники должны были ежегодно в Москву на митрополичий двор поставлять "шесть пудов меду пресного".

Крупные землевладельцы (светские и духовные) пользовались правом так называемого феодального иммунитета. Феодальный иммунитет - это комплекс податных и судебных привилегий, которые князья предоставляли обычно вотчинникам и монастырям. Фактически феодал в своих владениях осуществлял некоторые административно-судебные функции (суд, сбор налогов, полицейский надзор) без вмешательства государственных властей. По мере укрепления центральной власти объем феодального иммунитета постепенно сокращался.

Привилегии обычно фиксировались в жалованных грамотах. Одна из таких грамот была дана в середине XV в. митрополиту Ионе на его владение в Юрьевском уезде. По жалованной грамоте Василия II митрополичьи села Ильинское, Пьяницино, Афинеево, Поелово, Богоявленское, Федоровское на 10 лет освобождались от различных великокняжеских повинностей: поставки подвод, платежа различных торговых пошлин (мыт, тамга), заготовки сена для лошадей великого князя, поставки корма для ямской гоньбы, постоя княжеских слуг, а также от княжеского суда по всем делам, кроме уголовных. В случае нарушения этих льгот князь грозил виновному "быти от меня, от великвго князя, в казни".

Монголо-татарское нашествие нанесло сильный урон экономике края. Многие ранее возделанные земли были заброшены. Но благодаря упорному труду крестьян сельское хозяйство в сравнительно короткий срок не только было восстановлено, но и превзошло прежний уровень. В XIV- XV вв. на земле складываются новые порядки. Появились крупные земельные собственники. Большие массивы земли находились в распоряжении государства. Жившие на них черносошные крестьяне считали эти земли предоставленными им на вечные времена. Однако князья использовали черные земли по своему усмотрению, в частности дарили боярам и духовенству. В результате много земель сосредоточилось у бояр, митрополита, епископов, монастырей. Типичной формой землевладения бояр , княжеских слуг и духовенства была вотчина (или отчина, от слова отец). Наряду с вотчинным росло и условное землевладение. Князья передавали свои земли в держание своим слугам дворцовым (работавшим в княжеском хозяйстве) и военным. Рост крупного землевладения сопровождался закрепощением крестьян. Право крестьян уходить из владений своих господ все более стеснялось. Они обязаны были выполнять барщину и нести оброк землевладельцу. Но процесс закрепощения крестьян, начавшийся в XIV-XV вв. затянулся на долгие годы. В рассматриваемый период большинство владимирских крестьян оставалось лично свободными.

Владимирский край
Авторы: Ю.Э.Жарнов, В.М.Маслов, В.Н.Киприянова, Д.И.Копылов, Е.М.Петровичева. При написании использованы также материалы, представленные краеведами С.Н.Мининым, А.В.Тороповым, О.В.Разумовской.
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.