Культура
На XII и первую треть XIII в. падает первый и, пожалуй, наиболее яркий период культурной истории края. На состоянии и развитии культуры сказались многосложные обстоятельства экономической, социальной и политической жизни, протекавшей на северо-востоке Руси с момента вхождения ее в Древнерусское государство до монгольского нашествия: освоение обширных пространств Волго-Окского междуречья славянами-колонистами, становление и рост городов с их влиятельными самоуправляющимися общинами, с вечевым строем и княжеской властью, с напряженным и драматическим соперничеством за первенство, наконец, христианизация, означавшая глубокий переворот в общественном сознании, нравах и быту древних жителей.
Многие явления той культуры бесследно канули в вечность или дошли до нас в пластах культурного наследия последующих эпох. Но есть отрасли, где творения наших предков в меньшей степени подверглись разрушениям и дошли до нас почти в первозданном виде. Среди них -зодчество, живопись и ваяние. В краю лесов, естественно, первыми были деревянное зодчество и деревянная скульптура. От них ничего не осталось. Но их черты ожили в белокаменном строительстве и резьбе. Начало каменному строительству положил переяславский князь Владимир Мономах. По инициативе князя и сопровождавшего его переяславского епископа Ефрема на рубеже XI и XII вв. (между 1096 и 1105 годами) построен в Суздале собор Успенья Богоматери. За образец была взята Печерская церковь в Киеве. Это большое, продолговатое четырех-столпное здание, увенчанное одним куполом. Строительным материалом для него послужили кирпичная плин-фа и известь с дробленым кирпичом в качестве связующего раствора. Печи для обжига кирпича обнаружены археологами в самом Суздале. Собор, однако, просуществовал недолго: около 45 лет. Из-за технических неполадок - небольшой глубины фундамента, слабости раствора - стены, не выдержав распора свода, развалились. На том же месте Юрий Долгорукий возвел новый собор, который был освящен в 1143 г. Строители Долгорукого оставили северную стену, выложили из туфа южную наружную стену, а внутри - кирпичную, из плинфы, затем между новыми стенами уложили крупные куски старой (Мономаховой) стены и залили раствором. Появилось известково-туфо-вое здание нового собора Богородицы, которое освятил новгородский архиепископ Нифонт.
Но к концу XII столетия, по сообщению летописи, соборная церковь в Суздале "опадала старостью и безнарядьем", а потому ее вновь пришлось обновлять. К тому времени собор уже имел боковые притворы. В 1222-1225 гг. собор подвергся третьей капитальной перестройке. Строители разобрали наполовину старые туфовые стены времен Юрия Долгорукого, а затем надстроили их из белого камня. Здание по-прежнему завершала одна глава. Собор освящен в Богородице-Рождественский. В 1233 г. внутреннее убранство собора украсили фрески-росписи, выполненные водяными красками по сырой штукатурке: изображения ликов старцев, темно-малиновые розетки, голубые трилистники, сочно зеленые с золотистой охрой широкие пятилопастные листья-пальметты.
Церковь Бориса и глеба в Кидекше. 1152. Современный вид.
После пожара 1445 г. собор подвергся новой перестройке. В нем были обновлены росписи. Вероятно, тогда же он получил трехглавое завершение. В 1526-1530 гг. последовал новый капитальный ремонт. На старых стенах из белого камня были надстроены новые кирпичные стены, и здание стало почти вдвое выше прежнего. Вместо трех поставлено было пять глав, все главы и саму церковь покрыли оловом. В начале XVIII в. по распоряжению епископа Варлаама II после пожара перестроили завершение собора: установили главы о десяти куполах, с барочными закомарами, но уже в 1750 г. эти новшества были устранены, епископ Порфирий приказал устроить главы по образцу собора Донского монастыря в Москве. В таком виде здание дошло до нашего времени. Подлинными шедеврами искусства начала XIII в. являются "Златые" врата собора, установленные в западном и южном порталах, и полы интерьера, огромные двустворчатые двери обиты медными пластинами, на них изображены необычайно тонкие по рисунку сцены с эффектным мерцанием золотых линий на черном фоне. Полы в соборе выстланы майоликовыми плитками желтого, зеленого и темно-коричневого цвета, а под куполом и в алтаре рисунок пола сложен из маленьких фигурных плиток. Так умело и разнообразно украшали свою постройку искусные зодчие князя Юрия.
Древнейшим памятником русского зодчества, прототипом всех влади-миро-суздальских храмов является белокаменный однокупольный храм Бориса и Глеба в Кидекше. С него началось владимирское белокаменное зодчество. Построен в 1152 г. В то время в Кидекше (в 5 км от Суздаля, на берегу р. Нерль) находилась загородная резиденция Юрия Долгорукого. Храм четырехстолпный, с тремя массивными апсидами (выступами).
Стены его лишены декоративных украшений, все здание просто и строго. Узкие, щелевидные окна придавали храму еще более суровый вид. Единственное украшение фасадов - узкий арочный поясок. Прост и интерьер храма. При Юрии церковь в Кидекше даже не была расписана и богослужение происходило в ней среди голых стен. Фресковая роспись появилась лишь в конце XII в. До наших дней здание дошло в несколько искаженном виде.
Одновременно со строительством храма в Кидекше строились Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Собор в Переяславле начал строить Юрий Долгорукий, а завершил строительство Андрей Боголюбский. Всем своим суровым и неприступным обликом собор как бы говорил, что он - главное здание Переяславской крепости, которая возводилась с ним в одно и то же время. Узкие, похожие на бойницы оконные проемы размещались только в верхней части храма. Декор собора прост и лаконичен, конструктивно оправдан, точно так же, как и его позакомарное покрытие. Белокаменная церковь Георгия в Юрьеве-Польском сооружалась также одновременно с основанием города и строительством крепости, но в 1230 г. князь Святослав (сын Всеволода Ш) снес обветшавшую постройку, а на ее месте поставил (1230-1234 гг.) новую каменную церковь, посвященную тому же святому. Ее строила артель каменщиков во главе с мастером Бакуном. Она была украшена больше других храмов. Снаружи всей церкви, как писал летописец, были резаны из камня святые "чудны велми".
Андрей Юрьевич Боголюбский. Владимирскии князь. 1157-1174. Реконструкция М.М. Герасимова.
В 50-60-х годах XII в. развернулось большое строительство во Владимире. В 1158-1160 гг. был построен Успенский собор - главный храм северо-восточной Руси. Для его возведения, по словам летописи, Андрей Боголюбский созывал мастеров "из всех земель" - из Киева и западных стран. Построен он из белого тесаного камня в виде шестистолпного трехнефного одноглавого здания с тремя притворами и башнями. Белокаменные стены украшали скульптурные рельефы, фоном для позолоченного аркатур-ного фриза служила лента фресковой росписи. В 1185г. собор сильно пострадал во время пожара. Восстановление его потребовало пять лет. Были разобраны притворы и башни. Их заменили боковыми галереями, для сообщения с которыми в стенах собора прорубили аркк. Вместо одной главы храм получил пять. На новые фасады были перенесены скульптуры со старых стен. Особое внимание придано северному фасаду, обращенному к городу. Его украсили: композиция "Три отрока в пещи огненной", маски львов - эмблема царственной силы, женские лики, указывающие на посвящение храма Богородице.
Ансамбль княжеского дворца в Боголюбове. 1158-1165. Реконструкция Н.Н. Воронина.
Успенский собор поднялся в центре Владимира на высокой береговой круче и, видимый отовсюду, гордо царил над городом и округой. На постройку и украшение храма князь Андрей выделил десятую долю доходов своей казны. Как сказано ранее, в Успенском соборе находилась величайшая русская святыня - икона Владимирской богоматери, шедевр византийского искусства. Шлемовидные главы собора, внутреннее убранство сияли золотом. Суровая простота долгоруковских храмов отошла в прошлое. Владимирский собор сравнивали с легендарным библейским храмом царя Соломона. Долгое время он служил образцом при строительстве соборов в Москве.
В десяти верстах от Владимира, на берегу р. Нерль князь Андрей поставил Боголюбов-город. Центром города-крепости был собор, начатый строительством одновременно с владимирским Успенским. Храм также посвятили Богоролице - Рождеству Девы Марии. Просуществовал до конца ХУП в. Современники поражались красотой и драгоценным убранством храма, его "золотыми" полами, окованными "золотом" порталами и дверями, богатой утварью. Князь приказывал слугам водить на соборные хоры (место перед алтарем) зарубежных гостей и послов, чтобы они проникались уважением к властелину, имеющему возможность соорудить столь дорогой и великолепный храм.
Жемчужиной Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества по праву считается храм Покрова-на-Нерли. Построен в 1165 г. в честь одержанной победы над Волжской Булгарией и в память сына Андрея Боголюбского Изяслава, заплатившего жизнью за эту победу. Храм поставлен в низменной речной пойме, заливаемой водой во время весенних паводков. Строителям пришлось насыпать искуственный холм, прежде чем строить храм. Церковь Покрова - небольшое четырехстол-пное здание из тесаного белого камня. Чуть вытянутый вверх храм венчает изящный световой барабан с узкими окнами, на котором высилась тоже тянущаяся вверх шлемовидная глава. Апсиды (выступы здания) невелики и почти не выделяются из общего объема церкви. Многочисленные вертикальные линии и близко сдвинутые колонки аркатурного пояса усиливают устремленность здания ввысь. Стены храма слегка наклонены внутрь, что еще больше подчеркивает его высоту и создает впечатление необычайной легкости, невесомости всей постройки. Резной убор рельефов прост, на каждом из трех фасадов одна и та же композиция: в центральном прясле фигура библейского псалмопевца Давида, сидящего на троне и пророчествующего под звуки гуслей. По сторонам - два голубя, под ними - фигуры львов, ниже - три маски.
Поражает удивительная гармония творения рук человеческих и природы. Водная гладь, заливные луга и, словно свеча, высится над ними сверкающий ослепительной белизной легкий одноглавый храм во всем своем поразительном изяществе и лаконичной красоте. Храм воспринимается как поэма, запечатленная в камне.
Единственным светским сооружением, дошедшим до нас от боголюбовских времен, являются Золотые ворота г. Владимира, построенные в 1158-1164 гг. Это гигантское для того времени сооружение -триумфальная арка для парадного въезда в город и одновременно существенный элемент военно-обо-ронительного комплекса стольного города, слева и справа к ним примыкали мощные земляные валы, кольцом окружавшие город. Построенные из белого камня Золотые ворота представляют собой огромный куб с высокой аркой. В целях обороны в середине арочного пролета сделана перемычка. Арка закрывалась толстыми бревенчатыми (дубовыми) створами, покрытыми листами кованой золоченой меди, отчего ворота и получили названия золотых. На уровне перемычки был деревянный настил-помост, с которого воины могли обстреливать противника, бросать камни, лить кипяток. В толщу южной стены встроена лестница, ведущая на верхнюю площадку, где размещалась надвратная церковь. Время, пожары, осады врагДв причинили памятнику значительные повреждения. Ворота неоднократно реставрировались и частью утратили первоначальный вид.
Богоматерь Владимирская. Икона. XI - первая половина XII вв. Хранится в Государственной Третьяковской галерее, г. Москва.
Своего расцвета Владимиро-Суздальская Русь достигла, как отмечалось выше, при Всеволоде III Большое Гнездо. Сила и власть великого князя владимирского поражали современников, перед ним трепетали соседи. Эту славу и это могущество должен был олицетворять построенный при нем во Владимире Дмитриевский собор (1194-1197 г.) Летописец с гордостью отмечал, что к этому времени для строительства уже не "искали мастеров от немец". Имелись в достатке собственные кадры. Как и церковь Покрова-на-Нерли, Дмитриевский собор - одноглавый четы-рехстолпный крестово-купольный храм. "Но как Покровская церковь отличалась от храмов Юрия, - пишет крупнейший знаток владимирского зодчества Н.Н. Воронин, - так и Дмитриевский собор был столь же глубоко отличен от церкви Покрова. Зодчими собора как бы руководило желание возвратить его массам тот спокойный, несколько тяжеловесный ритм и мощь, которые были столь типичны для храмов Юрия Долгорукого... Однако при всем этом храм отнюдь не приземист и грузен.
Церковь Покрова на Нерли. 1165. Современный вид.
В отличие от храмов Юрия, Дмитриевский собор подчеркнуто величественен и по-своему строен; но это не утонченная женственная грация церкви Покрова-на-Нерли, а могучая, прекрасная слаженность и мужественная пропорциональность... Ни одна частность не нарушает величавого, медленного ритма княжеского собора". В отличие от аскетически строгого Успенского храма Дмитриевский собор - придворный храм в роскошном декоративном одеянии. Его стены покрыты скульптурными украшениями. Резное убранство вьется по колоннам арочного пояса, поднимается до закомар - полукруглых завершений фасадов, а затем восходит по барабану. Ажурная вязь покрывает чуть ли не все здание, придавая ему вид гигантского драгоценного ларца. Монументальная пластика собора исключительна по художественным достижениям. В ее основе легко угадываются древние традиции деревянной резьбы. Каменный узор - излюбленное древнерусское узорочье. Сюжеты рельефа несложны. Тот же царь Давид-псалмопевец, что и на Покровском храме, или, по другой версии, сын Давида - мудрый Соломон, библейский автор "Пяти тысяч песней"; Александр Македонский, возносящийся на небо; сам Всеволод на троне, окруженный коленопреклоненными сыновьями. И звери, птицы, растения в самом причудливом виде: львы с цветущими хвостами, гуси со сплетенными шеями. В рельефах собора выражено представление средневекового человека о мировой гармонии.
Специалисты спорят о степени влияния на владимирское зодчество разных стран. Находят в нем византийские, западноевропейские и даже восточные мотивы. Несомненно, влияние это имело место. Но не оно определяло его содержание и небывалый взлет. Владимирское зодчество самобытно и глубоко национально. Оно отразило представления наших предков о гармонии, красоте, мироздании и месте человека в нем.
Успенский собор во Владимире. 1158-1161; 1185-1189. Современный вид.
Вместе с христианством в наш край пришла письменность.
В княжеских дворцах Андрея Боголюбского, Всеволода и его сыновей (особенно Константина) появились библиотеки, состоявшие из переводных и оригинальных сочинений церковного и светского характера. Как свидетельстзует летописец, во время пожара во Владимире 1227 г. "погорели книги многи". Центрами письменной культуры были монастыри. Очевидно, первыми грамотными людьми, кроме князей и некоторых лиц из княжеской администрации, являлись монахи.
Известно, что при дворе князя Константина Всеволодовича одно время была даже школа, где трудились монахи русские и греки, уча "младенцев". Сама личность старшего сына Всеволода III в этом отношении весьма примечательна. Летопись называет его Константином Мудрым. О нем современники говорили, что Константин "великий был охотник к читанию книг и научен был многим наукам... многие дела древних князей собрал и сам писал, також и другие с ним трудилися". Есть основания предполагать, что этот князь принял живое участие в летописании.
Золотые ворота во Владимире. 1158-1164. Современный вид.
Краткие записи о местных событиях во Владимире (или Суздале) велись, вероятно, с начала XII в. Во второй половине того века на смену им пришли летописные своды. Таким был владимирский летописный свод 1205/6 г. Подлинник его не дошел до нас, но сохранилась его копия, выполненная в XV в. в Смоленске и введенная впервые в научный оборот Петром Великим. Она включена в знаменитую "Радзивилловскую" или "Кенигсбергскую" летопись, а также в Летопись Переяславля Суздальского. В своде представлены "дела древних князей" от легендарного Кия до Всеволода Большое Гнездо.
Драгоценной особенностью Радзивилловской летописи является наличие 613 красочных миниатюр. Как полагают ученые, составители владимирского свода не были первыми авторами и художниками. Они использовали целую библиотеку "лицевых" (иллюстрированных) летописей, включивших и свод 997 г., и свод Никона 1073/76 г., и "Повесть временных лет" Нестора, и киевские летописи эпохи Мономаха и его сыновей. Большой интерес представляют зарисовки в ней архитектурных сооружений Киева, Переяславля, Владимира.
Другой владимирский летописный свод конца XII в. дошел до нас в составе Лаврентьевской летописи. Летописцы этого свода постоянно вставляли в свое повествование нравоучительные и благочестивые рассуждения, подчеркивая, что их княжество находится под покровительством иконы - Владимирской богоматери и патрональной церкви -Успенья Богоматери, где эта икона находилась; именно владимирцы прославлены Богом по всей земле "за их правду". Владимирские князья, по словам летописцев, исполнены благочестия и мудрости.
Владимирское летописание стремилось утвердить авторитет своего княжества и обосновать его претензии на гегемонию на Руси. Поэтому владимирские летописные своды не ограничивались описанием местных событий, а давали широкую картину истории всей Русской земли.
Владимирским книжникам (писателям) были доступны все известные в литературе той эпохи жанры: Слово, Моление, Сказание, Повесть. До нас дошли сочинения неизвестных авторов: "Моление Даниила Заточника", "Сказание о победе над болгарами 1164 г. и праздник Спаса", "Сказание об обретении мощей Леонтия Ростовского", "Повесть об убиении Андрея Боголюбского" и ряд других, менее известных.
Дмитриевский собор во Владимире. 1190-е г. Современный вид.
Рельефы Дмитриевского собора.
Выдающимся памятником общественной мысли является "Моление Даниила Заточника". ("Послание Даниила Заточника к великому князю Ярославу Всеволодовичу". Первая треть ХШ в.) Автор - блестящий представитель средневекового ораторского искусства, острослов и балагур. Происходит из холопов, но блестяще образован, начитан и, по его собственным словам, не столько храбр на ратном поле, сколько умен, "крепок в замыслах, ненавидит богатых бояр". "Моление" - это письмо-прошение переяславскому князю, сыну Всеволода Ярославу. Умный, молодой, образованный, но безродный и непригодный к военной службе, Даниил хочет найти свое место в жизни поблизости от князя. Он не собирается разбогатеть женитьбой на богатой невесте, не хочет и в монастырь идти, не надеется на помощь друзей; все надежды свои возлагает на князя, который не копит сокровищ, а раздает свою "милость" не только домочадцам, но и посторонним лицам ("от инех стран... притекающая"). "Моление" полно славословия князю.
"Княже мой, господине, яко же дуб крепится множеством корения, тако и град наш твоею державою... Кораблю глава кормник, а ты, княже, людям своим...
Весна украшает землю цветы, а ты нас, княже, украшавши милостию своею... Лучше бы ми вода пити в дому твоем, нежели мед пити в боярстем дворе..." Так пишет Даниил.
"Моление" наполнено афоризмами, пословицами и образными рассуждениями. Вот некоторые из них: "Аще (если-авт.) кто в печали человека призрит, как студеною водою напоит в знойный день"; "Злато съкруша-ется (плавится) огнем, а человек напастьми", "Молево (моль), княже, ризы (одежду) едять, а печаль человека". В афоризмах заключена житейская мудрость. Образованность автора ярко проявилась в использовании книжного материала. Он по памяти цитирует Священное писание и летописи. Язык его богат и разнообразен. Наряду с книжной он не гнушается пользоваться и бытовой лексикой.
Подлинное имя автора "Моления" неизвестно. Даниил - не собственное имя, а псевдоним. Исследователи склонны видеть в авторе представителя зарождающегося на Руси служилого сословия - дворянства, а в его сочинении - памятник дворянской общественной мысли.
Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире. 1200-1203. Современный вид.
Рождественский собор в Суздале. 1222-1225; XVI в. Современный вид.
Из кругов, близких ко двору владимирского князя, вышел автор "Повести об убиении Андрея Боголюбского". Он хорошо знал княжеское окружение, жизнь и быт двора князя Андрея. Некоторые исследователи склонны считать автором упоминаемого в "Повести" Кузьму-Киевлянина. В "Повести" подробно изложены дела Андрея по "украшению" города Владимира, строительству церквей, укреплению обороноспособности столицы, а главное - подробности заговора и кровавой расправы заговорщиков с умным и добродетельным христианским князем. Пафос "Повести" выражен в последних ее словах, обращенных к убитому князю: "Дерзай всемогущего, из богатейших богатого, на высоких престолах сидящего Бога просить, чтоб простил он братий твоих, победу им дал над врагами и мирное царство, правленье почетное и многолетнее, во веки веков. Аминь."
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230-1234. Современный вид.
Авторы: Ю.Э.Жарнов, В.М.Маслов, В.Н.Киприянова, Д.И.Копылов, Е.М.Петровичева. При написании использованы также материалы, представленные краеведами С.Н.Мининым, А.В.Тороповым, О.В.Разумовской.