Добавить в закладки

ЗАВОДСКИЕ РАЦИОНАЛИЗАТОРЫ


Пытливое и беспокойное племя заводских изобретателей и рационализаторов крепнет и множится с каждым .днем.

Первым заводским изобретателем считается Дмитрий Васильевич Анфимов, который в 1917 году, работая мастером литейного цеха, предложил армирование бронзой чугунных подшипников. На заре отечественного экекаваторостроения отряд изобретателей и рационализаторов завода насчитывал уже около ста человек.

С той поры движение рационализаторов развивалось стремительными темпами. Например, с 1952 по 1958 гг. на заводе было собрано 9130 предложений. Реализованные 3890 предложений дали заводу 19 миллионов рублей экономии.

Создание новых землеройных машин, постоянное совершенствование выпускающихся экскаваторов и технологии их производства — все это невозможно сегодня без широкой инициативы сотен рабочих, инжейёров и техников завода.

Смелая мысль рационализатора проникает во все сферы производства, побеждает любые трудности, делает возможным невозможное.

Долгое время пневматическая система управления экскаваторов, пришедшая на смену гидравлической, оставалась несовершеннойрИ всему виной был клапан быстрого оттормаживания, часто выходивший из строя и

нарушавший управление машиной. Клапан был сложен в изготовлении, детали его требовали очень точной подгонки при сборке, весил он 600 граммов. А в экскаваторе их было одиннадцать.

Многие пытались создать новую конструкцию этого клапана, но предлагавшиеся варианты немногим отличались по сложности изготовления от первого образца.

Более года технологи сборочного цеха Белов, Борисов, Егоров, Каигин, Очкуренков, Сергеев и Шибалов искали, каждый по-своему, новую конструкцию клапана. Изготавливали опытные образцы, проверяли их на разных установках. Но по-прежнему получались они сложными и трудоемкими, «Нет, тут нужно браться за него сообща», — и семеро технологов объединились в комплексную бригаду.

Собрались и решили — будущий клапан должен быть предельно простым по конструкции, количество деталей в нем нужно довести до минимума, никакой притирки и: доводки при сборке, никакой подготовки — полная взаимозаменяемость.

Настал день, когда идея нового клапана воплотилась, в оригинальную и остроумную конструкцию: всего 4 детали— корпус, алюминиевая крышка, резиновая диафрагма и винты крепления. Клапан прост, долговечен и безотказен в работе при любых климатических условиях и весит в 4,5 раза легче своего предшественника.

Мембранные клапаны применяются теперь на многих экскаваторных заводах страны. Новый прибор резко повысил производительность труда экскаваторщика и дал 982 тысячи рублей условно-годовой экономии.

Государственный комитет по делам изобретений и-открытий при Совете Министров СССР признал мембранный клапан ценным изобретением и выдал его создателям авторское свидетельство.

Не менее упорная борьба велась на заводе и за создание новой конструкции дифференциального золотника, важного узла системы пневматического управления..

Дифференциальный золотник, спроектированный группой инженеров и техников Александровым, Ароном, Беловым, Борисовым, Гусятинером, Кангиным, Сергеевым, Сяовущем и Таракановым, также очень прост по конструкции. Для включения его требуется очень небольшое усилие машиниста.

Большинство деталей золотника изготавливалось отливкой и штамповкой, что значительно сократило затраты на его изготовление и дало 111 500 рублей условно-годовой экономии.

На заводе десятки изобретателей имеют авторские свидетельства.

Инженер-технолог А. В. Кочетков, мастер формовочного участка Юрий Дубов и токарь Торопов составили бригаду рационализаторов.

В течение десяти лет не ладилась отливка шкивов экскаваторов. В брак иногда уходило до 40 процентов этих отливок. Бригада Кочеткова пришла на помощь литейщикам, предложив комбинированную отливку с металлическим стержнем.

— Зная загруженность инструментальщиков, — рассказывал товарищам Кочетков, — мы решили делать кокили для отливок так, чтобы они не требовали последующей механической обработки. Этот способ получил у нас название негативно-позитивного. Теперь мы стали изготавливать кокили довольно сложной конфигурации, и рабочая поверхность их получается достаточно чистой.

На участке цветного литья А. В. Кочетков разработал новую технологию кокильной отливки бронзовых втулок с применением металлических стержней.

Одна из ответственных деталей экскаватора — напорный барабан — отливалась в разовой земляной форме. Отливки часто браковались, ручки на барабане приходилось обрабатывать в механическом цехе, что усложняло технологический процесс.

Предпринимавшиеся ранее многократные попытки оканчивались неудачей, так как конструкция самого кокиля оказывалась очень сложной. Получавшиеся отливки имели большой отбел и не поддавались обработке, а отжигать их было нельзя, потому что этот отбел создавал необходимую прочность зубьев барабана. Поэтому в течение многих лет отливки напорных барабанов формировались в опоках, причем на литье шел дорогостоящий модифицированный чугун.

По предложению Кочеткова отливка напорных барабанов стала производиться из дешевого серого чугуна в двух простых круглых кокилях.

Большой вклад в общий труд коллектива в пятидесятые годы внесли рационализаторы А. Ф. Князев, В. П. Пикин, А. И. Куфтин, Ю. К. Звирбул, Н. И. Муравьев, 3. М. Подольная, Л. С. Никонова, А. Н. Железкина.

Фрезеровщица механического цеха Анастасия Иика-норовиа Железкина была одной из первых на заводе женщин-рационализаторов, принимавшая участие в совершенствовании обработки деталей и узлов первых послевоенных экскаваторов. За освоение дизельных экскаваторов и участие в рационализаторской работе она была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Зоя Михайловна Подольная более года изучала технологию отжига стального литья. Проводила опыты, анализировала, обобщала, вычерчивая график за графиком кривые термической обработки. Итогом этого труда явилось интересное предложение: ступенчатый график комбинированного отжига стального литья. Новый способ термической обработки давал возможность исправлять дефектные плавки. Это было как раз то, над чем бились в то время многие специалисты.

— Не пойдет, — утверждали маловеры. — Годами ничего сделать не могли — не такое выдумывали. А тут — график какой-то...

Но пошло! Наперекор всем, кто не верил в расчеты Подольной, пошло, и довольно успешно. Брак сократился. Внедренный в производство новый отжиг литья позволил лишь за квартал исправить и пустить в дело более ста тонн литья.

Зоя Михайловна окончила Московский институт стали и приехала на Ковровский завод. Здесь она была назначена инженером отдела главного металлурга по термической обраб$|гке деталей и узлов землеройных машин. Первое свое предложение по рационализации термообработки заготовок валов и осей она внедрила в жизнь в 1955 году. Это предложение сократило расход электроэнергии за год на 700 000 киловатт-часов, в денежной выражении дало годовой экономический эффект 27 тысяч рублей. К 1964 году 3. М. Подольная внедрила более 40 рационализаторских предложений с общим годовым экономическим эффектом 170 тысяч рублей. В феврале 1964 года ей присвоено почетное звание «Заслуженный рационализатор РСФСР».

Коврову - 200 лет
Авторы: В. Григорьев, А. Зайцев, Ю. Синицын. Художник А. Чеснов. Фото современного города В. Егорова.
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.