Добавить в закладки

ВРЕМЯ ДОБРЫХ ПЕРЕМЕН


Наращивая выпуск экскаваторов Э-505, завод готовил к производству модернизированный, более производительный экскаватор с ковшом емкостью 0,65 кубометра— машину с пневматическим управлением. Этот •экскаватор, получивший марку Э-651, в подарок XX съезду КПСС был запущен в производство в 1956 году.

В шестой пятилетке вместе с выпуском экскаватора 3-651 завод изготавливал экскаваторы специального назначения для прокладки осушительных каналов на болотах и пойменных землях. В 1957—59 годах выпущено 53 экскаватора на пневмоколесгюм ходу для выполнения земляных работ в условиях городского строительства, когда машины часто перебрасываются с одного объекта на другой. Выпускались также электроди-зельные и электрические экскаваторы.

Шел 1958 год. Страна готовилась к XXI съезду партии. На станции Москва-Сортировочная родился почин— соревнование за коммунистический труд. Оно развернулось под лозунгом «Учиться, работать и жить по-коммунистически». 29 ноября 1958 года городская газета «Рабочий клич» напечатала корреспонденцию «Будущему навстречу». В ней сообщалось, что бригада сле-харей-сборшиков Петра Якушева из цеха металлоконструкций экскаваторного завода первой в городе включилась в соревнование за коммунистический труд. Соревнование развернулось по всему городу. На устах „людей появились новые имена передовиков-экскавато-.ростроителей: газосварщика М. П. Данилова, награжденного впоследствии орденом Трудового Красного Знамени, формовщицы В. Г. Абаимовой, награжденной гв 1960 году орденом Ленина, токарей А. И. Кузнецова и Н. Варенова, комсомолок инструментального цеха Н. Дементьевой и Р. Балаевой, рабочих сборочного цеха В. Мочалова, В. Кузнецова и Б. Маклакова, слесаря .Зайцева, фрезеровщика А. Устинова, мастера смены Н. М. Пивоварова, токаря Ю. Грецкого и многих-многих .других. Ряды трудовой гвардии постоянно росли.

В 1959 году ковровские экскаваторостроители давали 30 процентов землеройных машин, выпускавшихся в стране. Производство запасных частей к ним возросло по сравнению с довоенным 1940 годом в 60 раз. И все это почти без расширения производственных площадей! Выработка на одного рабочего увеличилась за это же время в 3,8 раза. За послевоенные годы себестоимость экскаватора была снижена в 7 раз.

Ковровчане оставались верны своим славным традициям.

С неменьшим подъемом трудились экскаваторостро-ители ив 1959—1965 годы, выполняя свое семилетнее задание.

25 июня 1965 года с заводского конвейера сошел 25-тысячный экскаватор. В торжественной обстановке вручили его бригаде коммунистического труда из Кривого Рога. Получая ключи от юбилейного экскаватора, бригадир Герой Социалистического Труда депутат Верховного Совета СССР И. А. Галенко заявил:

— Машины, которые поставляет нам Ковровский экскаваторный завод, замечательные. Так, экскаватор Э-505, которым я начал управлять четырнадцать лет назад, вынул более двух миллионов кубометров грунта и до сих пор работает безотказно.

«Неделя» (воскресное приложение газеты «Известия»), поместий во всю первую страницу снимок экскаватора, писала 27 июня 1965 года:

«Спросите у любого экскаваторщика: какая самая надежная, самая экономичная и маневренная машина в стране? И вам ответят, не задумываясь, — экскаваторы Ковровского завода. На всех великих и малых стройках страны, в 44 странах мира Тйудятся эти выносливые стальные гиганты, неся на кабине современную марку старинного русского города».

В день торжества экскаваторостроители чествовали своих лучших людей. Назывались имена ударников коммунистического труда И. В. Молькова, А. И. Чеснокова, А. И. Амехиыа, кузнецов В. А. Кокорева, С. В. Дыби-на, слесаря Г. Ф. Котихина, формовщиков В. А. Дегте-ва, И. В. Багаева и Д.П. Шелепова, сталеваров П. А. Ромина и Ф. И. Гарова, электросварщиков Н. И. Илларионова и М. К. Хваталова, сварщика сборочного цеха Л. В. Кувшинова, машиниста-испытателя Н. И. Анкудинова, слесарей-инструментальщиков В. В. Рулева и Л. В. Кокурина, бригадира слесарей металлических моделей С. И. Голубева, обрубщика чугунного литья И. И. Лошкарева, старшего мастера Н. В. Комарова.

20 июля 1966 года за большие успехи в выполнении заданий семилетнего плана и оснащении строительства и промышленности экскаваторами завод награжден орденом Ленина.

В восьмой пятилетке (1966—1970 годы) завод разработал и внедрил в серийное производство экскаваторы марок Э-652Б и Э-652Б ХЛ—для строительных работ в условиях Крайнего Севера, роторный экскаватор для землеройных и погрузочных работ с непрерывным процессом разработки грунта, перемещения и погрузки его. Были созданы новые виды сменного оборудования экскаваторов — устройство для забивки свай длиной до 12 метров, грейфер емкостью 0,65 кубометра, стрелы прямой и обратной лопат, засвидетельствованные Государственным комитетом по делам изобретений и открытий как изобретение.

За создание и освоение новых моделей землеройных машин и образцовое выполнение заданий правительства более 80 работников завода были награждены орденами и медалями Советского Союза.

В январе 1969 года экскаватор Э-652Б был удостоен государственного Знака качества. Это было первое изделие предприятий Владимирской области — первый экскаватор страны, — получившее такую высокую оценку.

На пороге восьмой пятилетки на заводе родился новый почин, инициатором которого была бригада фрезеровщиков шлицев, возглавляемая Н. И. Комаровым. Бригада обратилась к труженикам завода с призывом: «Пятилетку — в четыре года!» Почин широко поддержал коллектив завода. Обком: и горком партии распространили его на все предприятия области и города. Каждый четвертый экскаваторостроитель принимал участие в этом движении. Бригада Н. И. Комарова выполнила задание восьмой пятилетки 21 апреля 1969 года, а до конца еб дала еще две с половиной годовых нормы.

Высокая ответственность за выполнение заданий восьмой пятилетки, заинтересованность в повышении рентабельности производства ярко проявились в ходе социалистического соревнования за достойную встречу

50-летия Великого Октября и 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Бригада сборщиков узлов унифицированного пневматического управления экскаватора, возглавляемая В. П. Кокуриным, предложила развернуть массовое соцсоревнование за получение Памятных знамен ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Коллектив завода добился в этом соревновании больших успехов и получил это знамя на вечное хранение.

За высокие производственные показатели, активную общественную деятельность около 200 производственников были награждены Юбилейной Ленинской медалью «За доблестный труд».

В восьмой пятилетке была успешно решена задача увеличения выпуска продукции без роста численности рабочих —за счет внедрения новой техники, совершенствования технологии и организации производства. В 1970 году промышленная продукция возросла в сравнении с 1965 годом на 31 процент, а количество рабочих уменьшилось на 4 процента. Рост средней заработной платы на одного работающего составил 39,5 процента.

За пятилетку выпущено 11 825 экскаваторов.

Восьмая пятилетка — пора большого промышленного и жилищного строительства завода. Построены и заложены крупные цехи. Введено в эксплуатацию 728 квартир в новых четырех- и пятиэтажных домах. Это — результат перехода завода с 1966 года на новую систему планирования и экономического стимулирования.

Па заводе была одобрена идея ленинградцев о создании комплексного плана социально-экономического развития коллектива, охватывающего мероприятия организационного, технического, экономического и социального характера. Сущность этого плана — гармоничное сочетание развития различных сторон работы предприятия и жизни коллектива. Областной комитет партии рекомендовал составление подобных планов всем предприятиям области.

Зачинателем и организатором добрых дел коллектива, его ведущим отрядом является партийная организация завода. Заводские коммунисты — это та сила, которая ведет за собой весь коллектив, роднит и сплачивает его в борьбе за выполнение государственных планов, социалистических обязательств. В партийных организациях цехов, служб и отделов проявляется постоянное внимание к вопросам внедрения новой техники, совершенствования технологии, использования внутренних резервов. Первостепенное место в их работе занимают вопросы развития социалистического соревнования, движения за коммунистический труд, воспитания нового человека.

Коврову - 200 лет
Авторы: В. Григорьев, А. Зайцев, Ю. Синицын. Художник А. Чеснов. Фото современного города В. Егорова.
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.