Добавить в закладки

В БОРЬБЕ С РАЗРУХОЙ


Небогатое наследство досталось народу от прежних хозяев. Империалистическая и гражданская войны Подорвали экономику страны. Предстояла упорная борьба с новыми, не менее опасными врагами — голодом и разрухой. Нужно было срочно восстанавливать разрушенное хозяйство, и в первую очередь, железнодорожный транспорт страны. Девятый съезд партии отмечал: «В центре внимания и усилий нашей партии и Советской власти в течение ближайшего периода остается транспорт. Его улучшение является необходимой предпосылкой самых скромных успехов во всех других областях хозяйства, и в первую очередь, в продовольственном отношении»

Более половины паровозов страны вышло из строя и требовало ремонта. В Ковровских мастерских начался » ремонт локомотивов. Вместо десяти из среднего ремонта выходило в отдельные месяцы до 15 паровозов.

Рабочие стали сами решать многие проблемы. Член технической комиссии, мастер литейного цеха Д. В. Анфимов предложил и осуществил на практике изготовление чугунных подшипников с бронзовой армировкой. В результате этого резко уменьшился нагрев осевых шеек и увеличилась долговечность подшипников. НКПС дал указание всем железнодорожным мастерским страны применять при ремонте подвижного состава только чугунные армированные подшипники и срочно заменить ими подшипники эксплуатировавшихся вагонов. Так крупицы труда ковровских рабочих «вливались в труд» молодой республики.

Энергичную деятельность развернула техническая комиссия, созданная из руководителей мастерских и лучших производственников. На нее было возложено решение всех технических вопросов, связанных с повышением производительности труда и улучшением условий работы. Например, по решению комиссии навесы, под которыми ремонтировались товарные вагоны, были превращены в утепленные светлые помещения.

Много сил вложила техническая комиссия в энергохозяйство мастерских. До революции здесь была всего-навсего одна 8-киловатгаая динамо-машина, энергии которой хватало лишь на освещение квартиры начальника и конторы. Рабочие к 1921 году построили свою электростанцию, мощность которой составляла немногим меньше 500 киловатт. Это позволило механизировать многие тяжелые работы, осветить цехи и рабочие поселки.

Еще в 1918 году к мастерским присоединили литейно-механический завод Свидерского, в котором организовали цех чугунного литья.

В 1922 году при мастерских создается четырехгодичная школа ученичества, которая готовит новые кадры квалифицированных рабочих разных профессий.

В июле 1919 года инструментальный завод (на базе которого впоследствии вырос завод имени В. А. Дегтярева), принадлежавший датским капиталистам, был национализирован.

Вскоре в Ковров прибыло несколько групп высококвалифицированных рабочих из Петрограда. Работа на заводе стала налаживаться.

В 1922 году была пущена и треумовская фабрика, носящая теперь имя Н. С. Абельмана. Несмотря на нехватку сырья и рабочей силы, текстильщики к 1924 году смогли добиться почти довоенного уровня производства.

В 1925 году ремонт паровозов в железнодорожных мастерских был прекращен, а оборудование котельного и парощз^борочного цехов передано Подольскому заводу. Это дало возможность увеличить объем ремонта вагонов.

В 1926 году по примеру тамбовцев в мастерских были внедрены новые прогрессивные принципы организации производства, основанные на четкой ритмичной работе всех цехов. Благодаря этому сроки ремонта вагонов сократились до 4 дней, обеспечивался ежедневный выпуск 6 вагонов. Составлявшиеся дефектные ведомости позволяли определить объем ремонта, потребность в материалах и рабочей силе. Это давало возможность другим цехам своевременно снабжать ремонтников запасными частями. Новая организация труда полностью ликвидировала штурмовщину, укрепила рабочую дисциплину.

Неутомимым застрельщиком всех этих добрых дел и верным помощником в их осуществлении была партийная организация мастерских. К коммунистам шли за советом, обращались за помощью, с них брали пример.

Большим подспорьем в работе была стенная газета «Эхо гудка», пользовавшаяся любовью рабочих. 8 августа 1929 года в мастерских вышел первый номер многотиражной газеты с тем же названием, переименованной впоследствии в «Экскаваторщик». Редактором многотиражки стал Сергей Леонтьевич Алексеев, позже долгое время работавший главным бухгалтером завода.

Коврову - 200 лет
Авторы: В. Григорьев, А. Зайцев, Ю. Синицын. Художник А. Чеснов. Фото современного города В. Егорова.
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.