В БОРЬБЕ С РАЗРУХОЙ
Небогатое наследство досталось народу от прежних хозяев. Империалистическая и гражданская войны Подорвали экономику страны. Предстояла упорная борьба с новыми, не менее опасными врагами — голодом и разрухой. Нужно было срочно восстанавливать разрушенное хозяйство, и в первую очередь, железнодорожный транспорт страны. Девятый съезд партии отмечал: «В центре внимания и усилий нашей партии и Советской власти в течение ближайшего периода остается транспорт. Его улучшение является необходимой предпосылкой самых скромных успехов во всех других областях хозяйства, и в первую очередь, в продовольственном отношении»
Более половины паровозов страны вышло из строя и требовало ремонта. В Ковровских мастерских начался » ремонт локомотивов. Вместо десяти из среднего ремонта выходило в отдельные месяцы до 15 паровозов.
Рабочие стали сами решать многие проблемы. Член технической комиссии, мастер литейного цеха Д. В. Анфимов предложил и осуществил на практике изготовление чугунных подшипников с бронзовой армировкой. В результате этого резко уменьшился нагрев осевых шеек и увеличилась долговечность подшипников. НКПС дал указание всем железнодорожным мастерским страны применять при ремонте подвижного состава только чугунные армированные подшипники и срочно заменить ими подшипники эксплуатировавшихся вагонов. Так крупицы труда ковровских рабочих «вливались в труд» молодой республики.
Энергичную деятельность развернула техническая комиссия, созданная из руководителей мастерских и лучших производственников. На нее было возложено решение всех технических вопросов, связанных с повышением производительности труда и улучшением условий работы. Например, по решению комиссии навесы, под которыми ремонтировались товарные вагоны, были превращены в утепленные светлые помещения.
Много сил вложила техническая комиссия в энергохозяйство мастерских. До революции здесь была всего-навсего одна 8-киловатгаая динамо-машина, энергии которой хватало лишь на освещение квартиры начальника и конторы. Рабочие к 1921 году построили свою электростанцию, мощность которой составляла немногим меньше 500 киловатт. Это позволило механизировать многие тяжелые работы, осветить цехи и рабочие поселки.
Еще в 1918 году к мастерским присоединили литейно-механический завод Свидерского, в котором организовали цех чугунного литья.
В 1922 году при мастерских создается четырехгодичная школа ученичества, которая готовит новые кадры квалифицированных рабочих разных профессий.
В июле 1919 года инструментальный завод (на базе которого впоследствии вырос завод имени В. А. Дегтярева), принадлежавший датским капиталистам, был национализирован.
Вскоре в Ковров прибыло несколько групп высококвалифицированных рабочих из Петрограда. Работа на заводе стала налаживаться.
В 1922 году была пущена и треумовская фабрика, носящая теперь имя Н. С. Абельмана. Несмотря на нехватку сырья и рабочей силы, текстильщики к 1924 году смогли добиться почти довоенного уровня производства.
В 1925 году ремонт паровозов в железнодорожных мастерских был прекращен, а оборудование котельного и парощз^борочного цехов передано Подольскому заводу. Это дало возможность увеличить объем ремонта вагонов.
В 1926 году по примеру тамбовцев в мастерских были внедрены новые прогрессивные принципы организации производства, основанные на четкой ритмичной работе всех цехов. Благодаря этому сроки ремонта вагонов сократились до 4 дней, обеспечивался ежедневный выпуск 6 вагонов. Составлявшиеся дефектные ведомости позволяли определить объем ремонта, потребность в материалах и рабочей силе. Это давало возможность другим цехам своевременно снабжать ремонтников запасными частями. Новая организация труда полностью ликвидировала штурмовщину, укрепила рабочую дисциплину.
Неутомимым застрельщиком всех этих добрых дел и верным помощником в их осуществлении была партийная организация мастерских. К коммунистам шли за советом, обращались за помощью, с них брали пример.
Большим подспорьем в работе была стенная газета «Эхо гудка», пользовавшаяся любовью рабочих. 8 августа 1929 года в мастерских вышел первый номер многотиражной газеты с тем же названием, переименованной впоследствии в «Экскаваторщик». Редактором многотиражки стал Сергей Леонтьевич Алексеев, позже долгое время работавший главным бухгалтером завода.
Авторы: В. Григорьев, А. Зайцев, Ю. Синицын. Художник А. Чеснов. Фото современного города В. Егорова.