Так начинался "Восход"
Модель мотоцикла «Восход», оборудованная багажником, наколенными щитками и ветровым стеклом, начала свой путь к потребителю с выпуска опытной партии в количестве 298 штук в конце 1965 года. Мотор мощностью в 10 лошадиных сил поднял предельную скорость мотоцикла до 90 километров в час.
Перед этим «Восход» подвергся экзамену в соревновании с иностранными мотоциклами. Моторалли 1965 года проводились в ФРГ в г. Нюрбуропринге, куда гонщики прибыли без поломок и отставаний. Здесь заводские мотоциклисты снова добились успеха, завоевав приз ФИМ — скульптурную фигуру «Конь в скачке». Выступая на моторалли 1968 года в Италии, ковровцы заняли почетное четвертое место и получили приз «Кубок Монако». По условиям соревнований путь от Коврова до ^Перуджи команда преодолела на мотоциклах.
Выступает директор завода имени Дегтярева Н. В. Кочерыгин на празднике дня рождения завода
Осуществляя директивы партии по- внедрению достижений научно-технического прогресса, ковровекие мотоциклостроители приступили к созданию более современной машины. Конструкторы стремились приблизить разрабатываемую модель к лучшим зарубежным образцам. И они этого добились. Мотоцикл,.названный именем советского космического корабля, приобрел массовый спрос у покупателей.
«Восход-2» обладал мощностью в 10,5 лошадиных сил, сообщавшей мотоциклу скорость 95 километров в час. Новая модель имела указатели поворотов и. багажник, который был выполнен заодно с верхней платформой. Инструментальные ящики с нижними закрытиями придали мотоциклу современный эстетический вид. Первая опытная партия модели «Восход-2» в количестве 300 штук сошла с заводского1 конвейера в конце 1970 года.
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР признал мотоцикл марки «Восход-2» новым промышленным образцом и произвел регистрацию его в Государственном реестре СССР. О совершении этого акта заводу было выдано специальное свидетельство. Аналогичные документы получили создатели мотоцикла — В. Н. Одинцов, В. Я. Росляков, Ю. В. Данилов, В. И. Аксенов, В. Г. Андрианов, Д. П. Кабаев, Ю. А. Фомин и другие.
Цветы ветеранам, чествование людей труда
Мотоцикл после государственных испытаний был утвержден экспертным советом павильона лучших товаров народного потребления для постановки на крупносерийное производство. Экспертный совет отраслевого министерства оценил «Восход-2» как «изделие качества первой категории».
Большое и повседневное внимание развитию мото-цйклостроения уделял партийный комитет завода. Умелое сочетание хозяйственной и организаторской деятельности с воспитательной работой обеспечивало выполнение!! государственных планов. XXIV съезду КПСС труженики завода имени В. А. Дегтярева приготовили подарок —25 марта 1971 года с конвейера сошел трехмиллионный мотоцикл.
Успехи завода неотделимы от его' коллектива. Сборочный цех № 6 известен на заводе своими новаторскими
На сборке мотоциклов «Восход» на заводе имени Дегтярева
начинаниями и славными трудовыми традициями. В 1964 году его коллектив первым на предприятии завоевал звание "«Цех коммунистического труда». За высокие производственные показатели в 1971 году цеху присвоено звание «Коллектив имени XXIV съезда КПСС», а в 1973 — «Лучший цех предприятий Министерства».
Мотоциклы «Восход-2», когда их сравнивают с машинами иностранных марок, отличаются от последних своей долговечностью. Изделия ковровских мастеров проверяются в стендовых условиях при повышенных нагрузках, близких к максимальным. Иностранные же фирмы испытывают свои машины при минимальных нагрузках и выводы о надежности мотоцикла делают на основе статистических данных и теории вероятности.
А есть и другие испытания, когда технические возможности машины проверяются не приборами, а самыми непредвиденными обстоятельствами. Летом 1972 года на площади Победы принял старт мотопробег в честь 50-летия образования СССР. Десять комсомольцев завода отправились на своих мотоциклах ш> маршруту Ковров— Москва — Краснодон — Воронеж — Москва — Ковров. За месяц они промчались по дорогам России., Белоруссии, Украины, Грузии, Армении. Ковровские мотоциклисты прославляли дружбу народов, демонстрировали выносливость и надежность изделий своего завода.
Саватеев Г. В., фрезеровщик завода имени Дегтярева, Герой Социалистического Труда
Кочерыгин И. В., директор завода имени Дегтярева, Герой Социалистического Труда
Помимо обычных машин дорожного типа с 1948 года завод выпускает мелкими сериями спортивные мотоциклы класса 125, 175 и 250 кубических сантиметров. На ковровских машинах спортсмены мотоклубов страны выходили на трассы многодневных кроссовых и шоссейно-кольцевых гонок и в упорной борьбе занимали призовые места на всесоюзных и международных соревнованиях.
Предприятие изготовляет мотоциклы и для игры в мотобол. В заводском музее среди экспонатов выставлена грамота, текст которой гласит:
«В нынешнем году сборная команда СССР по мотоболу в пятый раз выиграла кубок Европы. Проведя во Франции и ФРГ десять матчей, она во всех добилась победы. Наши спортсмены выступали на мотоциклах Вашего завода «Ковровец-250».
Грамоту подписал 17 декабря 1975 года председатель ЩК ДОСААФ маршал авиации А. Покрышкин. Многие технические новинки и конструктивные разработки в области мотоциклостроения были впервые осуществлены на завщё имени В. А. Дегтярева и затем были использованы другими предприятиями. Например,, конструкция отдельных элементов передней вилки и задних гидроамортизаторав была ^заимствована минскими мотоциклостроителя-ми. Безаккумуляторная система зажигания, впервые разработанная и примененная на ковровском заводе, зарекомендовала себя как прогрессивное и перспективное решение. Ныне генератор а ми пер ем енн ото ток а оснащены и тяжелые мотоциклы с колясками — известные «Уралы» и «Днепры».
Комлев А. слесарь завода имени Дегтярева, Герой Социалистического Труда
В последнем квартале 1974 года завод изготовил установочную партию мотоциклов марки «Восход-3». В следующем году развернулась планомерная подготовка всех цехов к освоению выпуска последней модели, созданной творческим трудом конструкторов, аналитиков, испытателей.
Одиннадцатая конструкция машины как в техническом, так и эстетическом отношении является выдающимся достижением ковровского СКВ, которым уже много лет руководит коммунист Ю. В. Данилов.
Авторы проекта наделили мотоцикл 14-сильным мотором. Мотоцикл способен развивать скорость 106 км/час. Он оборудован новыми указателями поворотов, новым стоп-сигналом и фарой «европейский луч» с распределением светового потока. В целях повышения безопасности езды увеличен диаметр тормозных барабанов, увеличено и сечение труб передней вилки. Изменение конструкции задней подвески повысило эксплуатационные качества машины.
На мотоцикле применена бесконтактная электронная система зажигания. Карбюратор с центральной поплавковой камерой обеспечивает стабильную топливную смесь нйЧвсех режимах работы -двигателя.
В июне 1975 года на конвейере собрали миллионный мотоцикл с начала пятилетки. Обычный трудовой день вылился в праздничный. Миллион мотоциклов — за четыре с Головиной года! Эта цифра отражала огромные темпы завершающего года девятой пятилетки. Вспомним, что на изготовление первых трех миллионов машин потребовалось 25 лет.,
Юбилейную машину торжественно вручили слесарю цеха № 2 ударнику коммунистического труда партгрупоргу М. Г. Мишину.
Начиная с 1957 года, мотоциклы ковровской. марки доставлялись на экспорт в 66 стран мира. За годы девятой пятилетки 8000 машин семейства «Восход» отправлено четырнадцати зарубежным странам.
Один заводской поэт писал:
Гудят составы,
радостно готовясь Пуститься в путь далекий по стране. Моя продукция
сработана на совесть,
И за нее спокоен я вполне!
Авторы: В. Григорьев, А. Зайцев, Ю. Синицын. Художник А. Чеснов. Фото современного города В. Егорова.