Добавить в закладки

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ


Более тысячи лет назад в глухих дремучих лесах, изобиловавших зверем и птицей, вдоль берегов Клязьмы обосновались славянские племена. Существует предание, будто первое поселение на месте нынешнего Коврова звалось Епифановкой, по имени старшего из переселенцев-славян, бежавших сюда от княжеского гнета.

Другая легенда относит возникновение Епифанов-ки ко времени княжения владимирского князя Андрея Боголюбского, облюбовавшего это место на крутом берегу Клязьмы, чтобы возвести городок-крепость и взять под надзор устье реки Уводи. А для начала выбрал князь из своей челяди самых сильных и храбрых дружинников под старшинством Епифана и повелел им держать сторожевой пост да дичь поставлять на княжеский двор.

Однако, гласит легенда, недолго носило новое поселение «холопское» имя Епифана. Как-то зимней порой, возвращаясь из Киева с победой над галйцко-волынски-ми князьями, ехал Андрей Боголюбский в древнюю крепость Стародуб. Санный путь лежал по льду Клязьмы. Неожиданно поднявшаяся вьюга перепутала пути-дороги, совсем закружила путников. И когда изможденные лошади, управляемые полузамерзшим возницей, выволокли вдруг кибитку к небольшим строениям, до крыш заваленным снегом, оказалось, что это — Епифановка. Обрадованный своим спасением, великий князь распорядился поставить на прибрежном взгорье церковь Рождества Богородицы. И срубили ее плотницких дел мастера, с куполом, обитым деревянного чешуею. А Епифановка с той поры получила новое имя — село Рождествено.

Любопытна тесно переплетающаяся с прошлым Коврова история древнего города Стародуба, располагавшегося в 14 километрах от Коврова вниз по реке и входившего в состав Владимиро-Суздальского княжества.

По преданию, Стародуб-на-Клязьме, возник при князе Юрии Долгоруком» княжившем в Ростово-Суздаль-ском крае в первой половине XII века. Город был сторожевым стратегическим форпостом, входившим в единую систему укреплений по реке Клязьме, которая включала города-крепости Владимир, Ярополч (Вязники), Гороховец, а с юга — Москву.

Вид старого Коврова

Вид старого Коврова

Возникновение Стародуба относится к эпохе феодальных междоусобиц, разрывавших могучую Киевскую Русь на отдельные княжества, к тем тяжелым временам, когда «брат восстал на брата», стремясь расширить свою вотчину, а с востока то и дело угрожали волжоко-камокне болгары.

Впервые в летописи Стародуб упоминается в 1218 году. В ней говорится о Стародубе, как о довольно красивом и многолюдном по тем временам городке. Его укрепленная часть — городище — занимала кроме посада, где жили ремесленники, обширную площадь, окруженную высоким земляным валом протяженностью около 500 метров. Городище было окружено крутыми оврагами, склоны которых достигали 30—40 метров высоты.

В 1228 году владимирский князь Юрий Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо, передал Стародуб в удел своему младшему брату Ивану Всеволодовичу. Стародуб стал стольным городом Стародубского княжества.

В 1238 году город был разрушен монголо-татарами почти до основания. Стародуб не раз подвергался набегам монгольских завоевателей, испытал на себе произвол жестоких баскаков.

Стародубцы упорно боролись за свою независимость от монголо-татарского ига. В 1380 году большой отряд стародубоких воинов под знаменами Дмитрия Донского бился на Куликовом поле.

В 1410 году город вновь был разорен войсками татарского эмира Едигея.

Ковров. Базарная площадь

Ковров. Базарная площадь

Но жизнь в городке и окрестных поселениях не замирала. После ухода врагов они снова отстраивались и обживались новыми людьми.

В конце XIV века Стародубское княжество было разделено на четыре удела. От удела, названного по имени села Погары (Пожары), располагавшегося на месте сегодняшнего села Троицкого-Никольского, в двух-трех километрах от Коврова, получили свою фамилию князья Пожарские. Из этого рода и вышел князь Дмитрий Михайлович Пожарский, великий патриот земли русской, один из руководителей освободительной борьбы, русского народа против польско-литовских захватчиков в начале XVII века.

Разрушенный, разграбленный и сожженный в 1609 году поляками «тушинского вора» Лжедмитрия II, Стародуб уже не смог подняться. Вместо него рядом с разрушенной крепостью возникло новое селение — Клязьминский Городок, сохранивший в своем названии память о славном историческом прошлом города Стародуба.

С XVI века в старинных документах уже встречается другое назьание села Рождествено — село Коврово, по принадлежности его новым владельцам, князьям Ковровым.

В 1778 году при учреждении Владимирского наместничества село получило титул уездного города. Церемо* ния открытия нового города состоялась 1 сентября 1778 года. Эту дату и считают днем рождения города Коврова.

По данным 1784 года, в городе площадью в 17 гектаров насчитывалось 127 домов с населением в 581 человек.

Страшный пожар 1789 года почти полностью уничтожил город. Несколько лет он не мог оправиться от этого бедствия и был обращен в обыкновенный посад. Лишь в 1803 году Ковров был восстановлен в ранге уездного города. Но рос он медленно, и перед реформой 1861 года в нем проживало немногим больше 2300 жителей.

В 1861 году через Ковров легла линия Московско-Нижегородской железной дороги. Это послужило толчком к развитию в городе промышленного производства. Возникают железнодорожные мастерские, механическая мит-калево-ткацкая фабрика, паровая мельница, винокуренный, кожевенно-овчинный и чугунолитейный заводы. Появились текстильные фабрики и в уезде.

Характеризуя размещение крупной фабрично-заводской промышленности в Европейской России, В. И. Ленин в книге «Развитие капитализма в России», вышедшей в 1899 году, относил Ковров в числе 103 фабричных центров, к району наибольшей концентрации рабочих и промышленных заведений. Он приводил такие цифры: в 1879 году в городе Коврове с окрестностями — фабрик и заводов было 4, сумма производства составляла 1760 тысяч рублей, число рабочих—1773 человека, в 1890 году— фабрик и заводов 5, сумма производства— 1940 тысяч рублей, рабочих — 2062 человека. Число жителей по переписи 1897 года— 14 570 человек. Спустя четыре года жителей в Коврове было уже 16806 человек1.

К началу нынешнего столетия в городе работают крупнейшие по тому времени предприятия, на которых занято 6800 рабочих. Правда, значительная часть их еще была связана с сельским хозяйством, имела наделы земли в близлежащих селах и деревнях.

В 1917 году в городе проживало 24 300 человек.

Бурное развитие Ковров получил в годы первых пятилеток. В 1939 году в нем было 67 163 жителя.

С 1944 года он входит в состав Владимирской области. В 1960 году в городе родился стотысячный житель.

Ныне Ковров представляет собой город, занимающий 35 квадратных километров, в котором живет 145 тысяч человек.

* * *

Развитием своим город обязан железнодорожному строительству. .Главное общество Российских железных дорог в 1862 году спешно заканчивает строительство Московско-Нижегородской железной дороги. В 1868 году была открыта железнодорожная линия Новки—Шуя— Иваново — Кинешма. В 1800 году Ковров был соединен железной дорогой с Муромом.

При строительстве дороги возникает мысль о мастерских для ремонта и обновления подвижного состава. Наиболее подходящим местом явился город Ковров, расположенный посередине между Москвой и Нижним Новгородом. В 1863 году с лихорадочной поспешностью в Коврове начинают сооружаться паровозовагоноремонт-ные мастерские. Однако пустить их в действие одновременно с открытием дороги не удалось, и в первое время хозяева дороги вынуждены были ремонтировать свой подвижной состав в Москве. Ковровские мастерские начали работу лишь с 1865 года.

Как же выглядели в то время мастерские? Близ железнодорожной станции на обнесенной забором территории в 8,5 га были выстроены два каменных корпуса. В одном разместили паровозосборочный, котельный и токарно-колесный цехи с кузницей, рессорной и пожарным депо. В другом — котельную и цехи чугунного и медного литья.

На месте сегодняшних сборочного и механического цехов расположилась вагонная мастерская со столярным, слесарным, обойным, малярным и деревообделочным цехами. Тут же, в столярном цехе, производилась и сборка новых пассажирских вагонов. Товарные вагоны ремонтировались прямо на открытом воздухе, под навесом— единственным укрытием от дождя и снега.

Вплотную к мастерским, там, где теперь высится здание заводоуправления, примыкал большой сосновый лес.

Так выглядели мастерские с начала их эксплуатации, так без каких-либо серьезных изменений и работали более половины века. Лишь в 1891 году был построен дополнительный корпус для токарного цеха. А пять лет спустя для рабочих выстроили деревянную одноэтажную столовую, превращенную рабочими в клуб, центр объединения трудящихся Коврова для борьбы с капиталистами и самодержавным строем России.

город Ковров. Ильинская площадь

Ковров. Ильинская площадь

Документы 1890 года сообщают, что в мастерских было занято 734 человека.

Производственные возможности мастерских были таковы. За период с 1865 по 1885 годы мастерские ежегодно в среднем ремонтировали 31 паровоз, 109 пассажирских и 750 товарных вагонов, строили 14 пассажирских и 99 товарных вагонов. В отдельные годы производство новых вагонов резко сокращалось, а с 1881 года прекратилось вовсе.

Такая незавидная производительность мастерских, допускавшая простои паровозов на капитальном ремонте до 150 дней, объяснялась крайне низким уровнем техники, грлохой организацией работ, непомерно тяжелыми условиями труда рабочих.

К тому же в начале XX столетия старые паровозы, и вагоны, на ремонт которых были рассчитаны мастерские, стали вытесняться новыми, более мощными и совершенными. Новые типы, паровозов и вагонов требовали значительного расширения производственных площадей дополнительного оборудования. Для этого нужны были определенные денежные затраты, что влекло за собой, хотя и временное, сокращение доходов от мастерских. Но такие «жертвы» для капиталистов-предпринимателей были менее всего желательны, они стремились выжимать высокие прибыли из устаревших мастерских за счет усиления мускульного труда рабочих.

«...Превращение России в капиталистическую страну, как и всюду, происходило путем усиления эксплуатации трудящихся. За цифрами роста фабрик и заводов, строительства железных дорог, увеличения количества рабочих скрывались горе народа, его слезы и кровь. Положение масс было тем более невыносимым, что капиталистическая эксплуатация сочеталась с остатками крепостнического гнета».

Выпуск валовой продукции мастерскими между тем рос. В 1890 году валовая продукция составила 640 157 рублей, в 1900—975 000 рублей, а в 1908 году — 1 120 000 рублей. Этот рост обеспечивался усилением эксплуатации и механическим увеличением численности рабочих. В 1900 году в мастерских работало 1227 человек, а к 1908 году их было уже около 1400.

Коврову - 200 лет
Авторы: В. Григорьев, А. Зайцев, Ю. Синицын. Художник А. Чеснов. Фото современного города В. Егорова.
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.