Добавить в закладки

СТРАНЕ НУЖНЫ ЭКСКАВАТОРЫ


Шел 1930 год — второй год первой пятилетки. Советская Россия строилась, закладывая камень за камнем фундамент своего будущего могущества. Строить больше, строить как можно лучше и быстрее, чтобы утвердить навеки первое в мире социалистическое государство рабочих н крестьян.

Но строить быстро нелегко: тогдашние стройки — это необъятное царство ручного труда. Наиболее трудоемкими были земляные работы. Бесчисленные армии землекопов с лопатами и тачками перебрасывали миллионы кубОхметров земли. А землеройных машин очень мало, да и те, что есть, требовали основательного ремонта. Большинство их — заграничные, самых разных марок.

В начале XX века Путиловский завод начал было выпускать свои экскаваторы, и к 1913 году изготовил 40 машин, но с началом войны прекратил производство.

А машины-землекопы нужны. И единственный выход— приобретение их за границей с оплатой солидных счетов золотой валютой. Но прежде всего нужно было-отремонтировать все имеющиеся у нас экскаваторы и немедленно дать их строителям.

В 1929 году Ковровские мастерские были переданы в ведение Центрального Управления Строительства НКПС для организации ремонтного пункта экскаваторов и других строительных машин, которые использовались на восстановлении и строительстве железных дорог.

В 1930 году мастерские переименовываются в ремонтно-механический завод.

Уже в феврале на завод поступили первые экскаваторы— два «Путиловца» на железнодорожном ходу. С. интересом рассматривали рабочие громадные машины. «Вот так чудовища! — говорили они. — Это тебе не товарный вагон».

Ремонт экскаваторов потребовал реорганизации бывших мастерских и создания ряда дополнительных цехов. На первых порах, кроме экскаваторов, заводу приходилось ремонтировать и другие строительные машины, заниматься 110 различными видами работ.

Незнакомые механизмы пугали своей сложностью и необычностью, не было специалистов, не хватало квалифицированных рабочих, оборудования. Отсутствовали грузоподъемные и транспортные средства, необходимые при разработке и сборке экскаваторов с их громоздкими узлами и деталями. На поступавшие машины обычно не было ни чертежей, ни дефектных ведомостей.

Заводская партийная организация бросила лозунг: «В кратчайший срок освоим ремонт экскаваторов!» Рабочие объединились в ударные бригады. Упорно, кропотливо, подчас ощупью, изучали они устройство механизмов. Немало изобретательности и смекалки пришлось проявить, прежде чем освоили технологию ремонта, способы восстановления изношенных деталей.

Тут-то и ощутились с особенной полнотой величайшие творческие силы человека свободного труда. Техническая одаренность и организаторский талант рабочих Насущнова, П. Рогова, С. Филатова, И. Большакова, А. Мясникова, М. Михайлова, Н. Жидкова, Д. Чесноко-ва и Других выдвинули их в руководители бригад н участков.

С радостью была встречена весть о выделении средств на строительство сталелитейного цеха. Отсутствие стального литья очень тормозило работу завода. А ведь пятая по весу часть деталей экскаватора — стальное литье. Правда, небольшие отливки конструкторы заменяли поковками с последующей механической обработкой, часть деталей удавалось восстановить электронаплавкой и заваркой, но эти полумеры не спасали положения.

7 ноября 1930 года в торжественной обстановке состоялась закладка цеха стального литья. С первых же дней строительство цеха было взято под контроль партийной и комсомольской организациями завода. Коммунисты и комсомольцы в любое время были готовы оказать помощь строителям. Строительную площадку подготовили сами рабочие. За несколько дней они разобрали здание бывшей «Белой конторы» со всеми пристройками. Когда из-за нехватки гвоздей задерживалась постройка тепляков, комсомольцы организовали несколько субботников и надергали гвоздей из досок разобранной конторы.

Первые трудности позади. В борьбе с ними окреп заводской коллектив.

Группа создателей первого советского экскаватора «Ковровец»

Группа создателей первого советского экскаватора «Ковровец»

Ремонт экскаваторов становился привычным делом. Повышалось качество ремонта. Выросли свои специалисты, мастера.

Из разных уголков страны прибывали на завод экскаваторы, «заслуженные ветераны труда», помятые, покалеченные, с разбитыми стрелами и изношенными двигателями, с засохшей на ковшах землей далеких строек. Заводской двор стал похож на какой-то фантастический международный музей стальных великанов — «Русто-ны», «Бъюсайрусы», «Любеки», «Марионы» — каких только фирм и систем машин не было тут!

Партия настойчиво призывала пересмотреть план машиностроения «под углом зрения решительного высвобождения промышленности и народного хозяйства от иностранной зависимости и обеспечения основных потребностей народного хозяйства продукцией машиностроения»

Вот тогда-то и запала в сердце ковровчан беспокойная мысль: почему бы на заводе не строить новые экскаваторы? И чтобы непременно были они лучше, сильнее, выносливее и дешевле всех этих иностранных пришельцев!

Коллектив завода обратился в Высший Совет Народного Хозяйства, откуда получил заключение, что при реконструкции завод сможет выпустить до 120 экскаваторов в год.

Завод получил программу, намечавшую в 1931 году наряду с ремонтом выпуск 25 новых экскаваторов. На реконструкцию завода выделялось четыре с половиной миллиона рублей.

17 февраля 1931 года принимается единодушное решение: первый опытный экскаватор выпустить в апреле, в подарок ко второй годовщине социалистического соревнования.

Тут же решили создать «Сквозную ударную бригаду», в которую записалось 117 человек. Такие бригады Появились во всех цехах.

В своем обязательстве ковровские энтузиасты писали: «Мы, члены сквозной бригады, учитывая задачи третьего года пятилетки, учитывая роль экскаваторов в социалистическом строительстве, объявляем себя ударниками по постройке экскаватора «Ковровец» в срок, для чего берем на себя следующие обязательства:

1. Не иметь ни одного прогульщика в бригаде.

2. Уплотнить 8-часовой рабочий день, стремясь не задерживать деталей в цеху, добиваясь своевременной отправки их из цеха.

3. Все изготовленные части экскаватора «Ковровец» выпускать доброкачественными.

4. Строго бороться с простоями в цехах и на заводе.

5. Экономить материалы, добиваться снижения себестоимости экскаваторов.

6. Проводить регулярные собрания бригады со стопроцентным участием ударников для обсуждения хода работы бригады»

При проектировании экскаватора в основу был взят «Путиловец». Новый экскаватор был полуповоротным, на железнодорожном ходу, с емкостью черпака 1,9— 2,5 кубометра. Стрела и рукоять изготавливались из дубовых брусьев с обкладкой полосовым железом. Он имел три паровых машины: подъемную, поворотную и напорную, общей мощностью в 150 лошадиных сил. Проект учитывал все лучшее, что было в заграничных машинах, предусматривал много технических новшеств и самостоятельных остроумных решений.

Нелегко пришлось сквозной ударной бригаде. Затруднения начались с чертежей. Много в них было ошибок. Сказывалась новизна дела, недостаток опытных конструкторов. Тогда в бригаду влились заводские конструкторы, оперативно решавшие вопросы конструкции и технологии изготовления деталей. Опытные модельщики Ашаев, Кузнецов, Минин и мастер Назаров помогали конструкторам.

А вслед за первой возникла новая трудность: для изготовления деталей требовалось стальное литье, а его не было:

— Нет литья, давайте ковать сталь, — предложил кузнеец Маракушев.

Но где сталь добыть? Думали недолго. Пошли по заводским свалкам, раскопали старые вагонные оси и стали делать из 140-миллиметровых осей шестерни... В цехах лет десять-пятнадцать висели ненужные растяжки. Сняли эти растяжки и сделали из них болты. Понадобилось полосовое железо, снова пошли на свалку. Разыскали там круглое железо и перековали его в полосовое. В кузнице не было угля. Иногда не было и дров. Тогда собирали по двору обломки досок.

Для обработки громоздких деталей нужны были крупные станки. Станков таких на заводе не было. Не было и зубообрабатывающих станков. Полутораметровые зубчатые колеса приходилось обрабатывать на небольшом фрезерном станке. Чтобы не поломать его, рабочие Дерюгин, Пантелеев, Николаев и Пиганович придумали специальный противовес. Установили над станком блок, перекинули через него цепь, один конец которой прикрепили к обрабатываемой детали, а на другой повесили уравновешивающий груз. Станок заходил свободно и ровно.

С теплотой и нежностью вспоминают то время ветераны завода. Это было время героических усилий, большого душевного удовлетворения.

Экскаватор «Ковровец» на строительстве канала имени Москвы

Экскаватор «Ковровец» на строительстве канала имени Москвы

21 апреля 1931 года стало днем рождения советского экскаваторостроения. В этот день первый советский экскаватор, выпестованный дружным заводским коллективом, вышел из ворот завода. С гордостью рапортовали заводчане областному комитету партии:

«Первенец нашего завода экскаватор «Ковровец» готов. Своей работой он заменит 1000 рабочих. Он готов Двинуться на любой участок строительства третьего года пятилетки».

Это был трудовой подарок ковровчан к 61-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина.

Вскоре «Ковровец № 1» вышел в большой путь — вначале в Горький, а затем — в Казань.

В 1956 году на митинге, посвященном двадцатипятилетию советского экскаваторостроения, выступил бессменный машинист «Ковровца № 1», известный всей стране экскаваторщик А. Николаев:

«В 1933 году я поехал строить Беломорканал. Мне поручили управление экскаватором, в паспорте которого значилось — «Ковровец № 1». С той поры и до 1956 года мы были неразлучны. Машина полюбилась мне. Она была несложной, но высокопроизводительной и заменяла тяжелый труд тысячи землекопов. Почти за четверть ве,= ка она выработала свыше трех миллионов кубометров; грунта второй и третьей категорий. В любых климатических условиях работала четко, как хороший часовой механизм.

Открытие памятника В. И. Ленину на площади Свердлова

Открытие памятника В. И. Ленину на площади Свердлова

Путь, пройденный экскаватором, большой и трудный. Он работал близ города Мурманска. Оттуда меня с экскаватором направили на Балхашстрой. Из Средней Азии мы переехали в карьеры Казанской железной дороги. И всюду — на севере, на юге — детали и узлы первого «Ковровца» действовали бесперебойно и слаженно. Экипаж почти всегда давал в смену полторы-две нормы»1

Двадцать лет проработал экскаватор без капитального ремонта, пройдя своим ходом более 150 тысяч километров, и дожил до 1958 года.

План 1931 года завод не выполнил. Да это и понятно. К серийному выпуску экскаваторов он еще не был подготовлен. Чертежи нуждались в исправлениях и переделке. Завод задыхался от недостатка материалов и оборудования. Реконструкция проводилась медленно, беспорядочно, без генерального плана.

Тревожное положение на заводе горячо обсуждалось на IV партийной конференции в июне 1931 года. По ини-. циативе райкома партии в помощь заводу были посланы инженерно-технические работники с других предприятий. В июле на заводе уже приступили к составлению генерального плана расширения и реконструкции с перспективой нового экскаваторостроения.

14 сентября вступил в строй сталелитейный цех с мартеном мощностью в 5 тонн, тремя сушильными печами и печью для отжига. Он должен давать 3 тысячи тонн литья в год, достаточных для выпуска 72 экскаваторов. В октябре начал работать реконструированный чугунолитейный цех.

В результате общих усилий к концу года родился «Ковровец № 2», изготовленный по новым чертежам.

В обращении к Центральному Комитету партии и Совнаркому рабочие и инженерно-технические работники завода писали:

«Выполняя волю июньского Пленума ЦК ВКП(б), давшего большевистскую установку на всемерную механизацию нового железнодорожного строительства, рабочие и ИТР Ковровского экскаваторного завода сегодня, 3 декабря, выпустили второй советский экскаватор «Ковровец», построенный целиком из отечественного материала без иностранной технической помощи... Обращаясь к Вам, мы, трехтысячный отряд металлистов железнодорожного строительства, требуем серьезного внимания к реконструкции нашего завода. Помогите нам в приобретении двадцати станков, импортных и отечественных, без которых немыслимо производство экскаваторов. Кроме того, содействуйте нам в получении металла и строительных материалов»

8 февраля 1932 года Совет Народных Комиссаров вынес постановление о приравнивании реконструкции завода к ударной стройке. Работа пошла быстрее: в механическом цехе сооружались подкрановые пути, в новое помещение переводились станки, над слесарным и малярным цехами разобрали перекрытие, каменщики приступили к наращиванию стен и установке колонн для подкрановых путей; строился новый сборочный цех, в котельном полным ходом шло изготовление мостовых кранов.

Но многое еще тормозило работу: строительные материалы поступали с перебоями, трест постоянно срывал сроки финансирования. Для нормальной работы нужны были новые станки: крупнотокарные, зуборезные, карусельные, лобовые, расточные.

В марте 1932 г. в Москву отправляется делегация от общественных организаций, и вскоре в газете «Гудок» появилась большая статья с тревожными заголовками: «Почему наш советский экскаватор не встретил поддержки в аппарате НКПС?», «Надо, наконец, дать ковровскому заводу инженеров, материалы и оборудование».

«Страна может и должна строить экскаваторы, — писала газета. — Ковровцы доказали, что... они вполне справятся с этой задачей». И далее: «Все развертывание нового экскаваторостроения на Ковровском стоит под угрозой срыва. С тех пор, как завод перешел на экскава-торостроение, он лишился настоящего хозяина и фактически предоставлен самому себе».

Делегация помогла упорядочить финансирование, способствовала приобретению материалов и оборудования. Это позволило механическому цеху, получившему новые станки, в конце года начать работать на полную мощность. В октябре вступил в строй сборочный цех.

В конце 1932 года была создана материальная база для ремонта и изготовления запасных частей экскаватора, а также и для нового экскаваторостроения.

В 1933 году началось серийное производство экскаваторов.

Коврову - 200 лет
Авторы: В. Григорьев, А. Зайцев, Ю. Синицын. Художник А. Чеснов. Фото современного города В. Егорова.
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.