Добавить в закладки

РАДОСТЬ МИРНОГО ТРУДА


В годы Отечественной войны со всей силой проявилось морально-политическое единство многомиллионной семьи народов нашего- государства, тесно, сплотившейся вокруг великой Коммунистической партии Советского Союза.

Героические усилия советских людей в тылу оказались под стать славным подвигам воинов на фронте. В числе многих тысяч и тысяч людей тыла высоких наград были удостоены и лучшие труженики ковровчане, среди них большая группа работников экскаваторного завода.

Орденом Трудового Красного Знамени страна наградила технолога Н. М. Пивоварова, директора завода И. Г. Мышенкова, газосварщика М. П. Данилова, начальника цеха Е. Г. Иванова, фрезеровщицу В. И. Же-лезкину; орденом Красной Звезды^- начальника цеха В. И. Гудскова, технического директора Ф. А. Ветрова, медника В. П. Малышева, токаря В. С. Кочешова, зам. директора Д. М. Широкова; орденом «Знак Почета»-— главного энергетика В. А. Критского, начальников цехов А. Ф. Папина, В. М. Максимова, М. Щ. Горбунова, главного инженера Н. К. Гречина, мастера Г. Г. Веревкина, формовщика Воронова, кузнеца А. И. Шишанова.

Слесарь М. А. Долин, мастер Щ И. Ашаев, котельщик Паренкюв, главный технолог Б. К. Рогов, стерженщица К. А. Малышева и обрубщик литья И. Г. Белов были награждены медалями «За трудовую даблесть», а начальник цеха С. Кашанов, мастера П. А. Држницын, В. М. Анисимов, пескоструйщик А. И. Петров, коммерческий директор А. А. Приходько, токарь Ю. Т. Кашицын — медалями «За трудовое отличие».

В марте 1946 года Верховный совет страны принял пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. Война нанесла огромный ущерб нашему народному хозяйству, опустошила целые районы, уничтожила плоды многолетнего напряженного труда советского народа. Любое капиталистическое государство, потерпев такой ущерб, было бы отброшено на десятки лет:, назад и превратилось бы во второстепенную державу.

Пафос созидательного труда охватил народ. По всей стране развернулось социалистическое соревнование за выполнение и перевыполнение пятилетнего плана.

Еще до окончания войны, в 1944 году, на заводе родилась идея создания нового экскаватора, который потребуется стране в первые же дни послевоенного строительства.

Спроектированный перед войной экскаватор Д-10 выглядел к этому времени довольно устаревшим.

Инициатором создания новой машины был главный конструктор завода Алексей Сергеевич Ребров. Непосредственное участие в проектировании ее приняли конструкторы А. П. Никитин, И. Д. Папанов, А. А. Александров, М. И. Леонтьев и К. В. Волков.

С любовью, с большой мечтой о послевоенном будущем страны создавали они свое детище. Сколько вечеров после нелегкого трудового дня просидели они над листами ватмана! Сколько было передумано, переосмыслено заново в эти вечера. Сколько набросков, эскизов и чертежей, сколько вариантов будущей машины прошло перед ними. Это были часы счастливых открытий, творческого воодушевления, часы большого, но желанного труда.

Горком партии горячо поддержал их. Внимательно следила за ходом проектирования и заводская партийная организация. Не раз вопросы проектирования экскаватора обсуждались на заседаниях в горкоме партии и на партбюро завода. Осенью 1945 года были готовы чертежи экскаватора Д-Л07, которому впоследствии присвоили марку Э-505.

По сравнению с экскаваторами, выпускавшимися заводом до войны, эта модель имела несомненные преимущества. Расчетный вес ее был уменьшен на 7 тонн, управление подъемом черпака, открыванием днища, напором, поворотом и передвижением экскаватора стало осуществляться с помощью гидравлики, что намного облегчало работу машиниста, повышало производительность машины, применена циркуляционная смазка.

Новая конструкция предусматривала широкую замену подшипников скольжения более современными и качественными подшипниками качения. Это удешевляло изготовление, увеличивало срок службы механизмов, упрощало монтаж и ремонт машин.

Новый экскаватор за минуту делал четыре рабочих цикла, в то время как его предшественник делал только три.

Работая стрелой драглайна, экскаватор мог укладывать насыпь на высоту в полтора раза большую, грузоподъемность его повышалась на 40 процентов. Он мог легко преодолевать бездорожье, взбираться на крутые подъемы. Новая машина уверенно вставала в первый ряд лучших образцов мирового экскаваторостроения.

Изготовление совершенной и сложной конструкции экскаватора предусматривало значительное повышение точности и чистоты обработки деталей, улучшение технологии их изготовления, словом, поднимало завод на новую ступень технического развития.

Но реакторостроительную специализацию предприятия тормозило Министерство путей сообщения, в ведении которого оно находилось. Министерство загружало завод железнодорожными заказами — ремонтом железнодорожных кранов и других машин, изготовлением паровых котлов и гидравлических домкратов. В этих условиях решающее значение для будущего завода имело Постановление Совета Министров СССР об образовании Министерства строительного' и дорожного машиностроения. Ему и был передан ковровский завод.

Позднее коллектив завода в рапорте Министерству, Владимирскому обкому и Ковровскому горкому партии в связи с выпуском первого экскаватора Э-505 так определил свое отношение к наболевшему вопросу специализации: «С переходом завода в Министерство строительного и дорожного машиностроения сбылась мечта коллектива вернуть былую славу завода экскаваторостроителей».

В феврале 1946 года на воротах предприятия вновь появились буквы: «Ковровский экскаваторный завод».

Скорейший выпуск первого образца послевоенного экскаватора стал делом чести всего заводского коллектива. Каждый понимал, как нужны эти-машины Родине, которая поднимала из руин десятки тысяч городов и сел, восстанавливала и строила вновь тысячи заводов и фабрик, прокладывала бесчисленные километры железных дорог. Комсомольцы во всех цехах организовали посты, следившие за соблюдением графика выпуска экскаватора.

21 апреля 1946 года, в день 15-летия советского экскаваторостроения, новая машина вышла на заводские испытания. А в июне состоялась 1-я заводская партийно-техническая .конференция, обсудившая проблемы освоения и совершенствования новой машины. Участники ее единодушно решили, что для успеха дела нужно прежде всего повысить культуру и технический уровень производства.

За технический прогресс энергичную пропаганду развернула газета «Экскаваторщик». На ее страницах появились статьи под заголовками: «Основные задачи парторганизации в выполнении пятилетнего плана», «Больше внимания техническому обучению кадров», «Графика-закон производства», «Быстрее завершить перестройку на серийный выпуск машин».

В октябре министерство приняло решение об увеличении производства экскаваторов-кранов на Ков-ровском заводе. -Этим постановлением предусматривалась значительная реконструкция предприятия. Предстояло расширить механический и сборочный цехи, пополнить их оборудованием, механизировать многие процессы в сталелитейном цехе ив цехе металлоконструкций, построить новую центральную парокотельную и деревообделочный цех, центральный склад.

В 1946 году было выпущено лишь 19 экскаваторов, но коллектив завода создал прочные предпосылки для значительного рода производства землеройных машин.

1947 год стал годом начала серийного выпуска экскаваторов Э-505. Одновременно экскаваторостроители работали над улучшением конструкции, совершенствованием технологии и снижением трудоемкости изготовления машины. Были взяты новые технические рубежи: освоены и внедрены в производство поверхностная закалка токами высокой частоты, протягивание шлицевых отверстий, нарезание шлицевых валов высокопроизводительным способом обкатки, шлифование деталей на бесцентровошлифовальных станках.

Изготовление 18 различных деталей перевели на токарно-револьверные автоматы. Для сварки поворотных рам изготовили - специальные стенды, которые облегчили труд сварщиков и увеличили их производительpность. Ручную сварку продольных швов заменили автоматической под слоем флюса.

Объем (Производства в 1947 году возрос по сравнению с сорок шестым годом на половину.

Ширился трудовой энтузиазм рабочих. Около полутора тысяч человек стали стахановцами.

Самую высокую производительность труда в 1947 году показала бригада токарей механического цеха, руководимая Н. И. Зиминым. Весь год она удерживала звание «Бригада трудовой доблести», выполнив годовое задание на 280 процентов. Бригада кузнецов В. А. Кокорева выполнила два с половиной годовых задания. Бригада котельщиков-сборщиков Г. Ф. Котихина выполнила годовую норму на 174 процента. Три годовых нормы дал формовщик сталелитейного цеха Д. П. Шелепов, не намного отстал от него и формовщик чугунолитейного — Н. П. Павлов.

Неустанно творили рационализаторы. Технолог Н. В. Мурашов, начальник технического бюро чугунолитейного цеха М. А. Гудков, формовщик И. В. Багаев и многие другие внесли немалый вклад в совершенствование технологии производства.

Государственный план 1947 года завод выполнил досрочно, дав стране 8 сверхплановых экскаваторов.

Коврову - 200 лет
Авторы: В. Григорьев, А. Зайцев, Ю. Синицын. Художник А. Чеснов. Фото современного города В. Егорова.
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.