НОВАЯ ПЯТИЛЕТКА — НОВЫЕ ЗАДАЧИ
А жизнь не стояла на месте — иковровекие экскава-торостроители снова в поиске: создавалась новая модель гидравлического экскаватора. Директивы XXIV съезда КПСС предписывали ускорение темпов развития строительного и дорожного машиностроения, увеличение выпуска машин повышенной мощности. Ковров-чане решили, что в девятой пятилетке новый экскаватор должен быть непременно запущен в серийное производство.
Разработка технического проекта машины проводилась с участием специалистов Всесоюзного научно-исследовательского института строительного и дорожного машиностроения. Это дало возможность заложить в проект все лучшее и прогрессивное, что имелось на этот день в мировом и отечественном экскаваторостроеиии.
В 1970 году гидравлический экскаватор марки ЭО-4121 прошел государственные испытания и был рекомендован для серийного производства.
В начале девятой пятилетки с заводского конвейера сошел 40-тысячный экскаватор, а 27 рюября 1973 года — 45-тысячный.
Экскаваторы Э-652Б с механическим приводом выпускались заводом в различных модификациях около 30 лет. Более сорока тысяч землеройных машин отправил завод на стройки нашей страны, более пяти тысяч— в зарубежные страны.
Дважды, в 1969 и 1972 годах, экскаватор Э-652Б удостаивался государственного Знака качества.
Завод экспонировал свои землеройные машины на многих международных выставках и ярмарках в Аргентине, Турции, Швеции, Италии, Бельгии, ГДР и других странах. И всюду ковровский экскаватор успешно конкурировал с лучшими образцами подобных машин, выпускаемых зарубежными фирмами.
Теперь на смену прославленному ветерану, переданному для дальнейшего изготовления Донецкому экскаваторному заводу, пришел экскаватор ЭО-4121. Немало трудностей пришлось преодолеть коллективу при подготовке его серийного выпуска. Ведь все подготовительные работы проводились не прекращая производства предыдущей модели.
4 сентября 1974 года на конвейере, сборочного цеха началась сборка гидравлических экскаваторов. Пятьсот таких машин уже было изготовлено экспериментальным цехом — и потому первый серийный экскаватор сошел с конвейера под номером 501.
Гидравлические экскаваторы имели лучшую маневренность, при том же весе превосходили тросовые экскаваторы по производительности в полтора-два раза, обеспечивали более высокую точность выполняемых работ. Экономическая эффективность от внедрения в народное хозяйство одного экскаватора составляет более шести тысяч рублей. Годовая выработка ЭО-4121 достигает 200—250 тысяч кубометров грунта.
За годы девятой пятилетки было выпущено около трех тысяч таких машин.
Лозунг «Пятилетку — в четыре года!» оставался популярным и в девятой пятилетке. На сей раз инициаторами этого почина явились бригада сталеваров Н. Г. Сундрунова и бригада слесарей-сборщиков П. Карасева.
В 1974 году широко развернулось социалистическое соревнование за достойную встречу 30-летия Победы над фашистской Германией. Оно проходило под девизом: «30 недель — 30 ударных вахт в честь Победы!».
В мае 1975 года прокатилась новая волна соревнования — за достойную встречу XXV съезда Коммунистической партии.
В девятой пятилетке ковровчане изготовили 150 экскаваторов из сэкономленного металла. Два месяца проработали на сэкономленных топливе и электроэнергии. Коллектив завода восемь раз завоевывал классные места во Всесоюзном социалистическом соревновании.
Участок сборки гидравлических экскаваторов
Росло и благосостояние экскаваторостроителей. Средняя заработная плата одного работающего возросла с 1669 рублей в 1#0 году до 1989 рублей в 1975. Введено в эксплуатацию 13 тысяч квадратных метров жилой площади. Расширились заводской профилакторий и городок отдыха на Клязьме.
За высокие производственные успехи в девятой пятилетке 45 человек награждены орденами и медалями. Среди них — зачинатель соревнования за досрочное выполнение пятилетки бригадир сталеваров И. Г. Сундру-нов, награжденный орденом Октябрьской Революции, главный конструктор завода Н. И. Гаврилов, электросварщик А. И. Дяблов, фрезеровщик А. Д. Зайцев и литейщик В. С. Королев, удостоенные орденов Трудового Красного Знамени. Двенадцать рабочих и мастеров стали кавалерами орденов Трудовой Славы. Общесоюзные знаки «Передовик социалистического соревнования» и «Ударник девятой пятилетки» получили 1629 человек.
Авторы: В. Григорьев, А. Зайцев, Ю. Синицын. Художник А. Чеснов. Фото современного города В. Егорова.