Добавить в закладки

МОТОЦИКЛЫ КОВРОВСКОЯ МАРКИ


Сразу же после окончания войны завод имени К. О. Киркижа получил задание плановых органов приступить к. выпуску дорожного мотоцикла легкого типа.

Чтобы за короткий срок отладить и пустить производство, имеющее новый профиль, специалистам завода предстояло многому научиться самим и решить целый комплекс задач из разных отраслей техники.

Как обычно, процесс освоения распадался на несколько этапов. Истоки его брали начало в отделе главного конструктора, который возглавлял кавалер ордена Ленина коммунист И. В. Долгушев. Здесь осенью 1945 года создавался первенец ковровского мотоцикло-отроения. Большая заслуга в его разработке принадлежит конструкторам С. М.Афанасьеву, М. В. Белянцеву, Е. А. Васильеву, В. Е. Воронкову, В. К. Егорову, Н. Н, Лопуховскому, С. А. Харыкину и П. В. Чувар^-дааву.

Модель, которой был присвоен индекс К-125, имела одноцилиндровый двухтактный двигатель с объемом цилиндра 125 кубических сантиметров. Мотор, обладавший мощностью 4,25 лошадиных силы, развивал скорость до 70 километров в час и расходовал тоцлива 2,45 литра на 100 километров пути. Вес мотоцикла без топлива составлял 84 кг.

Готовые чертежи от конструкторов поступали в отдел главного технолога, где для нового изделия подбиралось станочное оборудование, проектировались, операционные карты и технологическая оснастка, разрабатывалась планировка цехов. Всеми проектными работами и внедрением технологических процессов в производство руководил главный технолог С. Н. Братановский и начальники групп К- И. Антонов, М. Ф. Бенин, А. Г. Воркуев, И. В. Кузьмин, В. П. Павлов, Ф. Н. Шерстнев.

С поступлением импортного оборудования на заводе стали возникать новые цехи: моторный, экипажный, литейный. Начальниками этих цехов много лет работали умелые организаторы и инициативные руководители А. К. Шагин, В. И. Варначев, Б. А. Магницкий. В горячих цехах, за работу которых отвечал главный металлург А. И. Побирченко, на молотах и литейных машинах

С днем рождения, товарищ завод!

С днем рождения, товарищ завод!

делались пробные партии заготовок. Работники снабжения налаживали связи по кооперации с заводами-поставщиками.

В апреле 1946 года мотоциклетное производство приступило к выпуску деталей и узлов, на стендах началась сборка первых машин. До конца года завод изготовил 280 мотоциклов с маркой «Ковровец-125».

В 1947 году завод поставил в торговую сеть 9199 машин. Легкий и надежный транспорт, одинаково удобный для езды по шоссейным дорогам и лесным тропам, завоевал широкое признание на внутреннем рынке.

В 1952 году было начато производство модернизированных мотоциклов К-125М. Новый образец отличался устройством передней вилки. Прежнюю, жесткую, па-р а л л ел о гр а мм н ого тип а, Щ з амен ил а тел ескоп ич ее к а я. Проведенная модернизация улучшила комфортабельность езды по дорогам с плохим покрытием.

В июне 1954 года создается специальное конструкторское бюро по мотоциклетостроению. Первым начальником СКВ назначается И. В. Долгушев. Значительную работу по организации нового проектного бюро и опытного цеха при нем проделал главный инженер завода

П. В. Ф.иногенов, который в 1946 году был первы^ начальником мотоороизводства.

За десять - лет завод, носящий с 1949 года имя В. А. Дегтярева, поставил торгующим организациям 109 тысяч мотоциклов К-125 и 264 800 мотоциклов К-125М.

1рНа смену, модели К-125М в 1956 году пришла новая, более совершенная конструкция мотоцикла К-55, которая имела маятниковую подвеску заднего колеса с гидравлическими амортизаторами. Мощность его двигателя была поднята до 4,75 лошадиных сил, а скорость увеличилась до 75 километров в час. Новая машина понравилась. В письмах, поступавших на завод, помимо хороших отзывов, о ней высказывались нередко и ценные советы. Переписка помогла конструкторам работать над улучшением машины.

Б 1957 году ковровские мотоциклы впервые экспортировались за границу и с тех пор нашли большой спрос на внешнем рынке.

В 1958 году выпускается четвертая модификация «Ковровца» — мотоцикл К-58. Он выгодно отличался от своих предшественников, так как был переведен на систему питания от генератора переменного тока. Отсутствие аккумуляторной батареи снизило вес мотоцила на 4 килограмма и упростило уход за системой электрооборудования.

Идут ветераны труда, передовики производства

Идут ветераны труда, передовики производства

Эстафета старшего поколения торжественно передается молодежи

Эстафета старшего поколения торжественно передается молодежи

Начиная с 1957 года, параллельно с моделями К-55 и К-58 ставится на конвейер мотоцикл с двигателем, имеющим рабочий объем цилиндра до 175 кубических сантиметров. Мотор мощностью в 8 лошадиных сил позволял развивать скорость мотоцикла до 80 километров в час. Мотоцикл К-175 имел седло подушечного типа и предназначался для езды в одиночку и с пассажиром. Новинкой являлся и стоп-сигнал, который загорался при торможении.

Образцы мотоциклов К-58 и К-175 в 1958 году демонстрировались в Москве на Всесоюзной промышленной выставке. За техническое совершенство и высокое качество главный выставочный комитет наградил продукцию ковровских металлистов дипломом второй степени и серебряной медалью. Группа ведущих работников конт структорского бюро за разработку этих машин получила серебряные медали выставки. Награды удостоились В. Ш. Лапшин, Ю. В. Данилов, В. И. Аксенов, С, М. Афанасьев и другие.

В 1960 году начинается постепенный переход цехов на изготовление-мотоцикла К-175А, на котором была применена четырехступенчатая коробка скоростей. В 1961 году на VIII Международной ярмарке в Дамаске мотоцикл К-175А был отмечен свидетельством с подписью Министра экономики и сокровищ Сирийской Республики.

В 1962 году производство переводится на выпуск модели К- 175Б. На ней стоял мотор мощностью 9 лошадиных сил. Подвижной передний щиток придал мотоциклу изящный и стремительный вид. В 1963 году начал выпускаться мотоцикл модели К-175В в двух вариантах Щ е одним и с двумя глушителями.

В том же году ковровские мотоциклы К-175Б проходили серьезную проверку в международных моторалли в югославском городе Опатия. Сборная команда Советского Союза завоевала там первый национальный приз. Успех сопутствовал и выступлениям заводских спортсменов, занявших первое место среди клубных команд. В международных моторалли 1964 года, проводившихся в Швейцарии, в Женеве, команда завода выступила на мотоциклах К-175В и заняла четвертое место.

Коврову - 200 лет
Авторы: В. Григорьев, А. Зайцев, Ю. Синицын. Художник А. Чеснов. Фото современного города В. Егорова.
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.