Добавить в закладки

ГОД БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН


Весть о строительстве канала Москва—Волга быстро облетела завод. Двести миллионов кубометров грунта предстояло вынуть из русла канала. «Ну, без нас там не обойдется», — говорили рабочие. И в самом деле, поставщиком экскаваторов для новой стройки правительство определило Ковровский завод.

Началась серьезная подготовка к выполнению ответственного задания. Совершенствовалась организация труда. Планово-распределительное бюро доводило дневные задания до каждого рабочего, следило за бесперебойностью снабжения материалом и инструментами. Непременное выполнение дневного задания становилось нормой поведения каждого.

Улучшалось и культурно-бытовое обслуживание рабочих. В отремонтированных общезаводской и цеховых столовых на столах появились скатерти, цветы. Открылись красные уголки.

С душой взялись рабочие и за благоустройство заводской территории. Очистили заводской двор и цехи от хлама. Весной вдоль асфальтированных проездов посадили липы. Перед цехами разбили газоны и цветники, установили фонтаны.

Уже в декабре 1933 года стали прибывать металл, топливо, материалы, необходимые для выполнения плана 1934 года. А он был немалый. Вместо намеченных 90 экскаваторов предстояло выпустить 120.

А когда стало известно, что на расширение завода и культурно-бытовые нужды отпущено 5 миллионов рублей, рабочие единодушно решили выполнить январский план выпуска 10 экскаваторов досрочно, к 26 января, ко дню открытия XVII съезда партии.

Никто не уходил с завода, не выполнив своего задания. Если у кого что-либо не ладилось, помогали товарищи.

Улица имени Н. С. Абельмана

Улица имени Н. С. Абельмана

Утром 25 января десятый «Ковровец» уже вышел на испытания. Вместе с ним был закончен экскаватор «Комсомолец», небольшая машина на гусеничном ходу с черпаком емкостью в 0,25 кубометра.

Семнадцатый съезд партии вызвал новую волну трудового подъема. Число участников социалистического соревнования удвоилось, а ряды ударников увеличились вчетверо. Завод не только выполнил, но и значительно перевыполнил план. К концу года было выпущено 135 землеройных машин. Производительность труда по сравнению с 1933 годом возросла на 69 процентов. Себестоимость машин снизилась на 40 процентов.

1934 год явился для завода годом больших трудовых успехов. К этому времени закончилось строительство нового кузнечного цеха, электростанции, трансформаторной подстанции, компрессорной, автогаража. Началось расширение сталелитейного цеха. Неподалеку от завода шло возведение жилых домов для рабочих: строился поселок экскаваторщиков.

...Неплохим экскаватором был «Ковровец» — сильным, выносливым, нетребовательным и простым в эксплуатации. Но для работы ему требовались железнодорожные пути. Мощный черпак его рассчитан для погрузки грунта на платформы: А для этого необходимы вторые рельсовые пути. К тому же и стрела его поворачивалась только на 180 градусов. На стройках с малым объемом земляных работ такие экскаваторы оказывались невыгодными. Нужна была новая, более маневренная, универсальная машина.

Строительство первых многоэтажных домов в городе Коврове

Строительство первых многоэтажных домов в городе Коврове

Конструкторы завода приступили к проектированию такого экскаватора — парового, полноповоротного, на гусеничном ходу. Он должен был иметь сменное оборудование— прямую лопату и драглайн; емкость ковша — 1,5 кубометра. Работая над проектом, конструкторы стремились внести в него все лучшее, что имелось в этой отрасли машиностроения, учесть замечания и пожелания эксплуатационников.

1 августа 1934 года опытный образец нового экскаватора ППГ-1,5 был запущен в производство. 10 октября машина вышла на испытания.

Практические испытания экскаватора, проходившие в Москве на строительстве стадиона «Динамо», закончились успешно. 16 ноября его направили на южный участок строительства канала Москва—Волга. А на заводе уже полным ходом шла подготовка к серийному выпуску новых машин. Конструкторы корректировали чертежи, вносили в них изменения, устраняли недостатки, выявленные на испытаниях.

Парад физкультурников

Парад физкультурников

В декабре 1934 года «Правда» писала:

«Недавно заводской коллектив одержал новую победу: сконструирован и выпущен в свет новый экскаватор марки ППГ-1,5... Экскаватор может; копать грунт, вынимать его скребущим и схватывающим ковшом и работать как подъемный кран. Освоение и выпуск этой новой советской машины достигнуты благодаря огромному творческому подъему рабочих и инженерно-технических работников завода»

Сослужившие добрую службу «Ковровцы» были сняты с производства. Завод получил заказ выпустить в 1935 году 135 экскаваторов новой марки.

Серийное производство новых машин требовало срочного расширения сталелитейного цеха. Монтаж второго мартена вела бригада каменщиков, возглавляемая Зем-'сковым. На славу потрудились каменщики — 5 февраля, на 100 дней раньше планового срока, мартен дал первую плавку.

Ударными темпами к 1 апреля строители сдали в эксплуатацию новую пристройку к стальцеху, увеличившую формовочную площадь в полтора раза, установили еще два электрокрана. А комсомольцы в честь 15-летия заводской комсомольской организации к 10 мая изготовили п смонтировали полупортальный электрический кран для обслуживания формовочного отделения. Механический цех получил станки. Сборочный оборудовали дополнительными кранами.

Весть о подвиге донецкого шахтера Алексея Стаханова долетела и до ковровчан. Начало октября ознаменовалось рождением стахановского движения на заводе. Пионерами его явились рабочие-ударники кузнец Е. П. Клименков и формовщик М. С. Самарцев. 17 октября в рядах передовиков производства было уже 66 человек. К концу года армия новаторов выросла до 500 человек.

В честь открывшегося в Москве Всесоюзного совещания передовых рабочих и работниц промышленности и транспорта, помимо обещанных сверх плана двадцати, ковровцы обязались выпустить еще пять машин.

31 декабря 1935 года коллектив рапортовал о выпуске 160 экскаваторов ППГ-1,5. 1936 год принес стране еще 200 новых ковровских машин.

Этой блестящей победой ковровчане полностью освободили страну от импорта экскаваторов средней мощности.

Коврову - 200 лет
Авторы: В. Григорьев, А. Зайцев, Ю. Синицын. Художник А. Чеснов. Фото современного города В. Егорова.
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.