ДРУЖБА С КОСТРОМИЧАМИ
Пятая пятилетка для экскаваторного завода характерна стремительным ростом выпуска экскаваторов. Если в 1951 году завод дал стране 804 экскаватора, то в конце пятилетки, в 1955 году, он произвел 1200 землеройных машин. За пятилетие было выпущено 5054 экскаватора, в три с лишним раза больше, чем в предыдущей пятилетке.
Это время на заводе вспоминают как начало большой дружбы с костромскими экскаваторостроителямй. В те дни на Костромском заводе создалось очень тяжелое положение. Завод не смог наладить изготовление крупногабаритных отливок — венцов и рам для экскаваторов. Ковровчане получили срочный заказ на изготовление этих деталей.
Министр строительного и дорожного машиностроения телеграфировал на завод:
«Уверен, что славные коллективы модельного и сталелитейного цехов окажут помощь Костромскому заводу выполнить задание правительства по- выпуску экскаваторов и дадут стальное литье по установленному графику»
Трудности выполнения заказа были в том, что венцы и рамы костромских экскаваторов больше ковровских. А это означало, что для отливки их нужно было изготовить заново всю технологическую оснастку. Успех дела зависел в первую очередь от модельщиков. И модельщики не подкачали. Начальник модельного цеха Иван Степанович Кашанов вспоминал:
— Собрались мы с литейщиками, стали обсуждать заказ. Дело ясное—надо помочь костромичам, и как можно скорее. Литейщики на нас наседают: «Мол, все зависит от вас». «Что ж, — говорим мы, — за нами дело не станет». Организовали мы три бригады. Включили в них лучших модельщиков: Волкова, Зотова, Конусова, Никольского. Поработали они от души — модели опок сдали в сталелитейный раньше намечавшегося срока.
С неменьшим напряжением принялись за работу и литейщики. Заказ был выполнен успешно — все отливки были изготовлены и досрочно отправлены в Кострому.
С тех пор дружба между заводами крепла год от года. В начале 1960 года на Ковровский завод прибыла группа костромичей вместе с главным инженером костромского завода Белозеровым.
Нужно отметить, что Ковровский экскаваторный явился кузницей высококвалифицированных и талантливых экскаваторостроителей. На многих заводах страны трудятся ныне конструкторы и механики, технологи и металлурги, начавшие свою трудовую деятельность в Коврове. Среди них — главный инженер костромского завода Белозеров, главный технолог Шапиро и другие.
Гости из Костромы с интересом осмотрели завод, задали хозяевам много вопросов, рассказали о своей работе и в заключение вызвали ковровчан на соревнование. Вызов был принят, и по итогам работы за первый квартал шестидесятого года впереди оказались ковровчане.
А в июле такая встреча состоялась в Костроме. Недавние гости были теперь хозяевами и радушие принимали овоих товарищей. На этот раз победителями в соревновании оказались костромские экскаваторостро-ители.
— Большая заслуга наших костромских друзей, — рассказывал ездивший в Кострому начальник цеха Е. Г. Иванов, — в том, что им удалось добиться ритмичной работы всех цехов завода. В этом направлении нам предстояло еще немало поработать.
Так взаимный обмен производственно-техническим опытом, деловое содружество- двух заводов помогали обоим решать новые задачи в борьбе за выпуск строительной техники.
Авторы: В. Григорьев, А. Зайцев, Ю. Синицын. Художник А. Чеснов. Фото современного города В. Егорова.