Добавить в закладки

ДОЛЮШКА РАБОЧАЯ


В мастерских господствовал ручной труд. На все предприятие было только четыре паровые машины общей мощностью в 166 лошадиных сил. Отсутствие механизации создавало очень тяжелые условия труда для рабочих.

Паровозосборочный цех — холодный, грязный, тонущий в нестерпимом грохоте: рядом со сборщиками клепают паровозные котлы «глухари»-котелыцики. От стоящих в стойлах паровозов валит густой удушливый дым, расползающийся по всему цеху. Это на переносных жаровнях разогревают заклепки. Посредине цеха рельсовые пути. Человек тридцать, выбиваясь из сил, тянут по ним тележку с паровозом. Вот они подогнали ее к свободному стойлу и буксовыми ломами перетаскивают в него многотонную громадину паровоза.

Ляхин И. Е., член партии с 1902 г.

Ляхин И. Е., член партии с 1902 г.

Поодаль с паровоза снимают котел. Люди вручную подкатывают по рельсам неуклюжее деревянное чудовище — козловой I кран с ручной лебедкой. Котел нехотя повисает в воздухе.

Паровозную топку отделяют от котла. Ручными «трещетками» с перовыми сверлами (спиральных не было и в помине) рабочие высверливают анкерные связи.

Отремонтированные паровозы перед испытаниями заправлялись все на той же тележке, подкатываемой к входным дверям. Едкий угольный дым, не успевая выходить через вытяжные трубы, полз в цех, отравляя легкие, наполняя головы угаром.

И в таких условиях, с крайним физическим напряжением люди работали по 12—13 часов в день! Только после революции 1905 года смогли они добиться девятичасового рабочего дня.

Кузнечный цех был в грязном, закопченном помещении, где было 44 горна.

Старый рабочий А. Кузнецов вспоминал, что в кузнице все время стоял дым, люди задыхались. Часто зимой выбегал кузнец, падал в снег, чтобы немного отдышаться,— и опять в цех. Многие чахли, умирали в самом цветущем возрасте. Кузнецы Куркин и Никифоров скончались прямо у горна. Кузнец Михайлов умер на куче угля.

Не легче был труд и на ремонте товарных вагонов. На захламленном заводском дворе, продуваемом ветром, в дождь, в •снег работали подхлестываемые окриками мастеров люди. Ручными домкратами на двухметровую высоту поднимали они вагоны, таскали пятипудовые рессоры, снимали и устанавливали тяжелые буфера.

Устаревшие станки токарно-колесного цеха давали самую малую точность. Метчики, развертки и другой инструмент рабочие изготовляли самыми хитроумными способами. На все мастерские не было ни одного фрезерного станка.

И все же, несмотря «а каторжные условия труда, на кустарщину и неорганизованность производства, качество ремонта и изготовления подвижного состава было довольно высоким. Ковров-ские мастерские неоднократно участвовали в промышленных выставках. На Московскую политехническую выставку 1872 года были представлены пассажирский вагон 1-го класса, раскидное вагонное кресло-кровать, печь для воздуходувного отделения, кузнечные поковки и чугунные отливки. Мастерские были награждены на этой выставке золотой медалью.

Рыжов И. Н., член партии с 1905 г.

Рыжов И. Н., член партии с 1905 г.

Высокое качество работ было результатом смекалки рабочих. К тому же большинство дорожило местом, так как кроме прядильно-ткацкой фабрики купца Треумова других производств в городе не было.

Экономическая привязанность рабочих к мастерским позволяла хозяевам не заботиться об улучшении условий труда. Во всех цехах лежала многолетняя грязь, в воздухе висели пыль, копоть; зимой был страшный холод, летом — гнетущая духота. В ночных сменах работали со свечками и керосиновыми лампами. Никакой охраны труда не было.

Однажды ремонтировали бензиновую цистерну. Двоим рабочим приказали опуститься в нее со свечой. Едва нодали опустившемуся туда первому рабочему зажженную свечу — произошел взрыв. Выброшенный из цистерны человек насмерть разбился о бетонный потолок цеха.

Защиты от произвола начальства искать было негде. Мастера беззастенчиво измывались над рабочими, нещадно штрафовали их. Милость мастера, поммастера, табельщика покупалась взяткой, бесконечными «угощениями».

Неравномерная загрузка мастерских заказами нередко вызывала массовые сокращения рабочих, иногда до половины состава. Только прослужившие более десяти лет имели право на зачисление в штатные рабочие и увольнялись лишь в крайних случаях. Эти места занимали те, кто оказывался щедрее на взятки, не высказывал недовольства существующей системой угнетения рабочих.

Гунин И. Н., член первых социал-демократических организаций Коврова

Гунин И. Н., член первых социал-демократических организаций Коврова

Еще труднее приходилось молодым рабочим. Многие годы ходили они в учениках, получая за свой труд по 20—25 копеек в день. Чего только не доводилось им делать за время своего «обучения»: подносить детали и инструмент, зачищать на деталях заусеницы, раздувать кузнечный горн, носить дрова и просто быть на побегушках у мастеров и старших рабочих. За малейшую оплошность ученики щедро награждались подзатыльниками. Сколько раз приходилось им ломать перед мастером фуражку, прося повышения разряда и прибавки жалованья. За каждый год работы к жалованию учеников прибавлялось 5 копеек, но и эту мизерную надбавку подчас было нелегко получить.

Тяжела была рабочая доля, но еще тяжелее было оказаться за воротами мастерских, лишиться единственного средства существования.

Немало мытарств и унижений предстояло вынести человеку прежде чем удавалось постуёшъ на работу в мастерские. Для этого раньше всего щжно было заручиться согласием жандармского управления дороги. Не последнюю роль при этом играла церковь — заподозренных в непочтении к религии на работу не принимали.

Нанимал на работу сам начальник. Квартира его находилась при мастерских, но попасть к нему на прием было чрезвычайно трудно. Долгое время начальником мастерских был Щуберт, грубый и жестокий. Целыми днями и неделями поджидали его люди около мастерских, обивая пороги кабинета, стояли перед ним на коленях, добиваясь хоть какой-нибудь работы..

Беззаконие, издевательство над людьми, самодурство начальника царили повсюду. Особую ненависть за бесчеловечное обращение питали рабочие к мастерам-немиам Вейденбаху и Стоцкому.

«Помню, — рассказывал старый рабочий, — как-то мы вдвоем клепали железные петли и курили. Вдруг — шлеп меня кто-то по затылку, даже шапка слетела. Повернулся я, встал и увидел перед собой поммастера Вейденба-ха. «За ворота, щенок!» — кричал Вейденбах. Я не соображал, в чем дело. «Брось цигарку», — шептали старики. Бросил. Вейденбах не унимался.

Оказывается, я шапки перед ним не снял, да еще — с цигаркой. Вызывали к начальнику, предупреждали, грозили увольнением» |

В сердцах рабочих накипало возмущение против всех этих стоцких и вейденбахов, их засилья и произвола.

Постепенно передовые рабочие начали понимать, что этим ничего не добьешься. Большое влияние оказала на мастеровых Орехово-Зуевская стачка 1885 года. Она показала, что рабочие много могут добиться, если они будут едины в своей борьбе против эксплуататоров.

Одно из первых крупных выступлений ковровских рабочих произошло в 1887 году и носило исключительно экономический характер. Политическая незрелость рабочих была очевидна. Но они показали массовую сплоченность и единодушие.

В 90-е годы в мастерских и на текстильной фабрике Треумова появляются подпольные революционные кружки. Выступления рабочих становятся организованней и целеустремленней.

В 1896 году среди рабочих Ковровских железнодорожных мастерских было широко налажено распространение нелегальной литературы. Одним из организаторов этого дела был И. С. Уткин. Из Москвы для рабочих им было

Коренева А. Н., член партии с 1904 г.

Коренева А. Н., член партии с 1904 г.

были речи молодого солдата — и в 1895 году царские охранники на целый год захлопывают за ним железную дверь каземата Петропавловской крепости. После освобождения Гунин — среди московских рабочих, сперва в мастерских Курской дороги, потом — на заводе «Бром-лей». Но и тут хозяева опешат избавиться от «смутьяна».

Поступив на работу в Ковров-окне мастерские. Гунин сразу же становится одним из активных революционеров-подпольщиков. Связавшись со своими московскими товарищами, он получает от них нелегальную литературу. В кузнечном цехе организуется подпольный кружок.

Все больше становится таких кружков в городе. Растет революционное сознание кружковцев, крепнет решимость бороться за рабочее дело. Летом 1903 года кружковцы фабрики Треумова и железнодорожных мастерских объединяются в Ковровскую группу, принимающую программу РСДРП.

В 1904 году в Коврове начинает работать революционер С. М. Сергиевский, присланный из Москвы. Партийная организация заметно оживляет свою работу. Усиливается революционная пропаганда. Смелее и многолюднее становятся митинги, собрания, лекции. Все охотнее идут на них рабочие. В городе появляются первые большевистские листовки.

Коврову - 200 лет
Авторы: В. Григорьев, А. Зайцев, Ю. Синицын. Художник А. Чеснов. Фото современного города В. Егорова.
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.