Добавить в закладки

БРОНЕПОЕЗД КОВРОВСКИЙ БОЛЬШЕВИК


Городской комитет партии поручил экскаваторо-строителям построить бронепоезд. В эту работу с жаром включились другие предприятия. «Мы не спали ночей, но к назначенному сроку бронепоезд был готов к отправке в Действующую армию», — рассказывал инженер И. С. Лещинский, возглавлявший работы по вооружению бронепоезда.

Команда добровольцев, составленная из коммунистов и комсомольцев, в горкоме партии приняла военную присягу. Комитет обороны города принял постановление. «В соответствии с указанием ЦК ВКП(б) бронепоезд «Ковровский большевик», построенный и вооруженный коллективами КМЗ, НКПС % железнодорожного узла и другими, сегодня, 18 декабря 1941 года в 14 часов отправить в Москву в распоряжение Наркомата для использования на фронте».

«Ковровский большевик» был включен в состав 43-го отдельного дивизиона бронепоездов. Военные специалисты осмотрели поезд и приняли решение усилить его огневую и броневую мощь. Один из броневагонов, построенных ковровцами, заменили вагоном с артиллерийскими орудиями и более надежной броней, а ковровский — передали другому бронепоезду. По предложению Сергея Монакова для отражения воздушных атак в крышах вырезали люки и выставили в них на турелях крупнокалиберные пулеметы.

Начальник Главного автобронетанкового управления Красной Армии генерал Я. Н. Федоренко и военный комиссар управления Бичеров написали ковровчанам, что энергия и любовь, вложенные в создание боевой единицы, будут оправданы боевыми действиями бронепоездов 43-го дивизиона в рядах Красной Армии, отражающей натиск нацистской грабь-армии на подступах к нашей столице.

Славно сражался ковровский бронепоезд. На разных фронтах встречали его земляки-солдаты. Свидетельством высоких боевых и моральных качеств его экипажа является письмо командира дивизиона капитана Горбоноса и комиссара Кечина: «...21 мая 9 вражеских бомбардировщиков налетели на поезд. Однако ни одна бомба не попала в цель, зато три вражеских самолета были подбиты. Нами неоднократно отмечалась отличная работа ваших комсомольцев: замполитрука С. Монакова, сержанта И. Мишина, сержанта Г. Кузнецова, красноармейцев М. Леонтьева и А. Макарова. Эти люди достойны носить звание комсомольцев — борцов за социалистическую Родину».

Бронепоезд «Ковровский большевик», построенный в 1941 году на средства трудящихся

Бронепоезд «Ковровский большевик», построенный в 1941 году на средства трудящихся

Летом 1943 года после капитального ремонта «Ковровский большевик» с хода ринулся в новые сражения. Взаимодействуя с войсками, бронепоезд принимал участие в боях за Брянск, Почеп, Унечу, Новозыбков, Злынку.

Стремительно продвигаясь вперед, советские войска в октябре сорок третьего форсировали реку Сож, по которой проходили укрепления «Восточного вала», и вступили в пределы Белоруссии. Ковровский; бронепоезд своими действиями способствовал освобождению города Гомеля и других населенных пунктов.

В 1944 году бронепоезд воевал на стальных магистралях Украины. На всю жизнь запомнился экипажу жестокий бой на станции Жмеринка. В вечерней темноте подкрались эскадрильи «юнкерсов» и начали массированный налет на станцию. Они сбросили на парашютах осветительные ракеты и принялись бомбить эшелоны с боевой техникой, скопившейся на путях. Свистели бомбы. Сотрясалась земля. Пламя объяло станционные постройки.

Возле бронепоезда стояли три вагона с боеприпасами. Командир бронепоезда капитан Барляев выскочил из укрытия, подогнал маневровый паровоз и отвел начиненные взрывчаткой вагоны в безопасное место. На обратном пути капитан Михаил Барляев был смертельно ранен.

А бой не утихал. Загорелся товарный вагон, в котором помещался штаб дивизиона. Часовой успел спасти из огня знамя бронепоезда, врученное экипажу рабочими Коврова, но журнал боевых действий сгорел. Развороченные бомбами пути лишили бронепоезд возможности маневрировать. Однако бойцы держались стойко, хладнокровно, отражая атаки пикировавших «юнкерсов». Так и не удалось фашистам вывести из строя бронепоезд.

В конце войны «Ковровский большевик» сражался в предгорьях Карпат, освобождая земли Западной Украины. Со станции Гусятин, расположенной за рекой Збруч на востоке Тернопольской области, бронепоезд совершил последний боевой рейс.

А когда после капитального ремонта в Москве он, еще более мощный и грозный, готов был снова выйти в поход— на землю пришла Победа.

И поныне с теплотой вспоминают свой бронепоезд те, кто создавал его, те, кто бесстрашно вел его по дорогам войны, и те, кому нес освобождение коллектив отважных защитников Родины.

Коврову - 200 лет
Авторы: В. Григорьев, А. Зайцев, Ю. Синицын. Художник А. Чеснов. Фото современного города В. Егорова.
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.