Добавить в закладки

Создание первого ковровского экскаватора


К концу 1920-х гг. прежние железнодорожные мастерские представляли собой вагоноремонтный завод, занимавшийся помимо ремонта вагонов изготовлением деревянных труб, мебели и прочей мелкой продукции. Ковровский райком уже с 1929 г. вел линию на реконструкцию предприятия в экскаваторный завод. В 1930 г. на базе вагоноремонтного завода были отремонтированы 12 экскаваторов различных систем. Почти все они были на железнодорожном ходу и именно по этому попали на ремонт в Ковров.
Своих экскаваторов в Советском Союзе тогда не производилось. Землеройные машины закупались у зарубежных фирм: «Бьюсайрусы», «Любеки», «Марионы», «Шкоды» и «Рустоны». Именно тогда в Коврове по инициативе рабочих и специалистов Ковровского ремонтного завода НКПС началось строительство первого советского экскаватора. Он создавался непросто, исключительно благодаря энтузиазму строителей. «Нет преград, которые нельзя побороть большевистским напором. Делали все, чуть ли не голыми руками, все-таки победили...», — так писали об эпопее проектирования и постройки экскаватора «Ковровец № 1» в былые советские годы.

Данная машина представляла србой экскаватор на железнодорожном ходу, полуповоротный, с черпаком емкостью 1,9 — 2,5 мЗ. Постоянный угол наклона стрелы составлял 45 градусов, а угол поворота стрелы — 180 градусов.

Первый советский экскаватор «Ковровец»
Первый советский экскаватор «Ковровец»


При проектировании «Ковровца» за основу был взят экскаватор «Путиловец», изготовлявшийся до 1917 г. в Петрограде. Стрелу и рукоять сделали из дубовых брусьев с арми-ровкой полосовым железом. Экскаватор имел три паровых машины: подъемную, поворотную и напорную. Общая мощность всех трех машин составляла 150 лошадиных сил. Полный вес этой довольно громоздкой землеройной машины достигал 75 тонн, а скорость передвижения самоходом 2,5 км в час. Внутри экскаватора предусматривалось керосиновое освещение. Обслуживали машину две бригады: верхняя и нижняя. В состав верхней входили машинист, стреловой, слесарь-смазчик и кочегар; в состав нижней — бригадир и 6 человек рабочих. Часовая производительность экскаватора составляла от 150 до 300 мЗ в час.

Для выпуска такой техники в Коврове не было ни нужных материалов, ни специального оборудования, сказывалось отсутствие опыта и четкого руководства со стороны треста «Строймаштранс». Но инженеры и рабочие «сквозной ударной бригады» завода преодолевали трудности одну за другой. В ход пошли старые стальные оси с заводских свалок и ненужные металлоконструкции из цехов, неиспользованные детали с Путиловского завода и специальные устройства, позволяющие на малых станках обрабатывать громадные шестерни. Не хватало угля и дров, порой рабочие собирали по двору обломки досок.

21 апреля 1931 г. новый экскаватор, названный «Ковровцем», прошел испытания. Своей работой он был способен заменить тысячу рабочих. После приемки Государственной комиссией «Ковровец» был отправлен в город Горький (Нижний Новгород) для использования при расширении местного железнодорожного узла. Позже «Ковровец № 1»работал на строительстве «Беломорканала», близ города Мурманска, на Балхашстрое, в карьерах Казанской железной дороги. Следующую машину, «Ковровец № 2», построенную по новым, исправленным чертежам, завод смог изготовить только в октябре того же 1931 г. Однако, ввод в строй новых цехов и коренная перестройка всего предприятия позволили перейти к массовому выпуску «Ковровцев». Всего к концу 1934 г. экскаваторный завод произвел 177 подобных землеройных машин. По имеющимся сведениям, первые ковровские экскаваторы эксплуатировались десятки лет. Некоторые из них использовались по назначению еще в конце 1980-х гг. Начиная с того времени и по сегодняшний день, всего в Коврове было изготовлено около 90 тысяч экскаваторов различных марок. Но начиналось все в далеком 1931 г. с кажущегося сегодня таким неуклюжим и старомодным надежного и добротного первого «Ковровца», ставшего родоначальником большой семьи ковровских экскаваторов.

Рождение экскаваторостроения в Коврове проходило далеко не гладко. Руководство Наркомата путей сообщения (НКПС), которому подчинялся вагоноремонтный завод, противилось переходу предприятия на выпуск экскаваторов. Секретарь Ковровского райкома ВКП (б) Мертешев21 апреля 1931 г. писал директору экскаваторного завода Черняку: «По имеющимся в райкоме сведениям вам поступило распоряжение от треста, в систему которого входит ваш завод, о переименовании завода из Экскаваторного в Ремонтный. Райком предлагает вам впредь до решения на этот счет Бюро райкома никаких переименований завода не производить».

Дело о судьбе завода тянулось достаточно долго. «...Развертывание нового экскаваторостроения на Ковровском заводе стоит под угрозой срыва. С тех пор, как завод перешел на экскаваторо-строение, он лишился настоящего хозяина и фактически предоставлен сам себе», — писала еще 4 марта 1932 г. центральная газета советских железнодорожников «Гудок».

Благодаря твердой позиции райкома, поддержанной в Ивановском обкоме и Центральном Комитете партии, вагоноремонтный завод окончательно стал экскаваторным, и была начата его коренная реконструкция. В 1931 г. был выстроен новый сталелитейный цех, а в 1932 г. — сборочный. С1933 г. началась серийное производство экскаваторов. В 1934 г. закончилось строительство нового кузнечного цеха, электростанции, трансформаторной подстанции, компрессорной и автогаража.

В 1934 г начался выпуск паровых гусеничных землеройных машин марки «ППГ-1,5». В 1935-1936 гг. таких экскаваторов было выпущено 360 таких машин. Большинство ковровских экскаваторов направлялись на стройки, состоявшие в ведении Наркомата внутренних дел и печально знаменитого ГУЛАГа. Поэтому в 1934 г. для более ритмичной работы и прямой связи со стройками страны экскаваторный завод сроком на два года был передан в ведение НКВД. Помимо гражданского руководства предприятия на среднем и высшем уровне управления завода были назначены сотрудники НКВД. В этот же период на экскаваторном заводе работала группа специалистов, осужденных по процессу «Промпартии». Во время нахождения в составе НКВД завод работал как никогда ритмично и с перевыполнением плана. После истечения двухлетнего срока экскаваторный завод вновь перешел в состав НКПС.

В 1936 г. начался выпуск дизельного экскаватора на гусеничном ходу «ЛК-0,5». Его марка расшифровывалась как «Лазарь Каганович» — в честь тогдашнего наркома НКПС Л. М. Кагановича. Однако план производства этих машин вплоть до начала Великой Отечественной войны завод выполнить так и не смог из-за более сложной конструкции по сравнению с предыдущими экскаваторами.

Из истории города Коврова
Фролов Н.В., Фролова Э.В., Из истории города Коврова. Часть 2. - Ковров, БЕСТ-В, 1999
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.