Добавить в закладки

Положение Русской Православной Церкви в Коврове в 1917-1945 гг.


Издавна большую роль в духовной жизни Коврова играла Русская Православная Церковь. К 1917 г. в городе находилось 5 действующих храмов: Христорождественский и Спасо-Преображен-ский соборы, кладбищенская Иоанно-Воиновская и Феодоровс-кая церкви, тюремная Михаило-Архангельская церковь, а также Знаменская женская община и несколько часовен. С приходом к власти большевиков положение Церкви резко меняется. Религия была объявлена «опиумом для народа». 23 января 1918 г. Советская власть обнародовала декрет об отделении Церкви от государства и школы о Церкви, согласно которому Церковь перестала быть «юридическим лицом», не имела права на собственность, получать пожертвования, вести обучение в школах. Иерархи Русской Церкви сочли этот закон неприемлемым, и патриарх Тихон предал большевиков анафеме. Против декрета выступили и ковровские священники. В январе 1918 г. в Коврове состоялся крестный ход в поддержку гонимого духовенства. Возглавил его настоятель Феодоровской церкви протоиерей Николай Александрович Преображенский. Вскоре духовенство было объявлено «классовым врагом» и стало одним из объектов политических репрессий.

По окончании Гражданской войны Советская власть предприняла новые меры против Церкви. Для борьбы с голодом, ставшего следствием политики «военного коммунизма», государство с 1922 г. приступило к конфискации церковных ценностей. Драгоценности и предметы старины продавались за границу за зерно. Эта политика Советов коснулась и ковровских храмов. В 1922 г. началось изъятие церковной утвари из Христорождественского собора. Выступившее против этого духовенство, в том числе настоятель храма Алексей Иванович Благовещенский, было арестовано и отправлено в ссылку.

В это же время начали закрывать и сами храмы, что было одним из направлений антирелигиозной политики новой власти. Делалось это якобы по настоянию сознательных рабочих и крестьян. В 1924 г. на Владимирской губернской партийной конференции отмечалось, что повсюду «крестьяне и рабочие массы с громадным подъемом выносили ряд резолюций об уничтожении очагов религий-церквей и замены их политпросветительными учреждениями». В Коврове еще в 1918 г. было закрыта тюремная церковь. Следующей в 1920 г. ликвидировали Знаменскую общину, а в сентябре 1924 г. закрыли и Феодоровский храм.


В 1922 г. внутри Русской Православной Церкви произошел раскол. Группа духовенства, так называемые обновленцы, выступила за отмену патриаршества и полное сотрудничество с Советской властью. Сторонники таких взглядов появились и в Коврове. Местом их служения стал Иоанно-Воиновский храм. Однако в городе они не пользовались популярностью. К концу 1920-х гг. обновленцы в Коврове перестали играть сколько-нибудь заметную роль.

В первые годы Советской власти возрастает роль Коврова как религиозного центра. В1920 г. здесь даже была учреждена кафедра Ковровского викария Владимирского архиепископа. Самым известным епископом Ковровским стал Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич), служивший здесь с 1921 по 1923 гг. Преосвященного Афанасия глубоко чтили и уважали ковровчане, он пользовался их всеобщей любовью. Здесь в 1922 г. он первый раз был арестован, и с тех пор до конца своей жизни более 20 лет провел в местах заключения. Скончался епископ Афанасий в 1962 г. в г. Петушках Владимирской области.

Антирелигиозная политика коммунистов продолжалась и в 1930-е гг. Именно тогда большая часть духовенства подверглась репрессиям и были ликвидированы оставшиеся храмы. В Коврове к 1934 г. были закрыты Спасо-Преображенский собор и Иоанно-Воиновская церковь. Последним в 1937 г. «ликвидировали» Хрис-торождественский собор. В 1941 г. на территории города и района не осталось ни одного действующего храма.

С началом Великой Отечественной войны политика государства по отношению к Православной Церкви меняется. В это время Советская власть почувствовала необходимость опереться на авторитет Церкви. Несмотря на многолетнюю антирелигиозную пропаганду, к тому времени многие советские люди среднего и пожилого возраста оставались верующими. В годы войны снова стали открываться храмы. В 1943 г. в Коврове действующей стала Иоанно-Воиновская церковь. Но здание храма было небольшим и не могло вместить всех верующих. Вместо нее в 1946 г. был открыт Христорождественский собор. До недавнего времени он являлся единственно действующим храмом Коврова. Свой вклад в дело победы над немецкими захватчиками внесло и духовенство. Зачастую оно способствовало сбору прихожанами средств для нужд советской армии. Некоторых священников даже отмечали правительственными наградами. Так, настоятель ковровского собора Евгений Михайлович Орлов в 1947 г. был награжден медалью «За доблестный труд» в годы Великой Отечественной войны.

Из истории города Коврова
Фролов Н.В., Фролова Э.В., Из истории города Коврова. Часть 2. - Ковров, БЕСТ-В, 1999
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.