Добавить в закладки

Ковров в борьбе с разрухой


16 марта 1918 г. начальник Ковровской почтово-телеграфной конторы А. И. Быстрицкий писал о значении Коврова следующее: «Город Ковров, как расположенный при одноименной узловой станции Московско-Курско-Нижегородско-Муромской железной дороги и судоходной реке Клязьме представляет из себя довольно крупный торгово-промышленный центр. В самом городе имеются 4 бумаготкацких фабрики, 1 бумагопрядильная, 1 суконная фабрики. Помимо фабрик имеются казенные железнодорожные мастерские, изготовляющие вагоны, Новкинский завод военно-промышленного комитета, машиностроительный завод Свидерского, ружейно-пулеметный Бельгийского Акционерного общества и лесопильный Трофимова. Попутно нельзя не отметить и крупную строительную фирму Квиля».

В годы Гражданской войны многие ковровские предприятия временно не работали или были загружены не на полную мощность. Еще в том же 1918 г. эвакуированный из г. Белостока литейно-ме-ханический завод инженера Свидерского был присоединен к ков-ровским железнодорожным мастерским. В 1919 г. национализировали Ковровский пулеметный завод, принадлежавший датчанам.  
Когда еще шли бои на фронтах Гражданской войны, в Коврове началось постепенное восстановление местной промышленности. Так, в апреле 1920 г. ковровские комсомольцы на своем III уездном съезде приняли резолюцию об участии молодежи в борьбе с хозяйственной разрухой:

«...Повести на местах усиленную борьбу с разрухой, в первую очередь с разрухой транспорта, для чего фабрично-заводские организации должны провести субботники. Деревенские организации путем организации субботников и воскресников должны принять участие в подвозке топлива, стараясь увлечь всю деревню...».

Впрочем, в первые годы Советской власти горячие головы среди местных большевиков и комсомольцев лучше знали о том, как совершить мировую революцию, чем способы возрождения расстроенного годами войн и революций хозяйства. Так, накануне третьей годовщины Октябрьской революции в ноябре 1920 г. ковровские комсомольцы отправили В. И. Ленину телеграмму весьма характерного содержания: «...Рабочая молодежь г. Коврова приветствует вождя мирового пролетариата, указавшего верный путь трудящимся за их скорейшее освобождение от ига капитала, и поздравляет с трехлетием Великой Октябрьской революции, Стоя на страже завоеваний Советской власти, надеемся, что четвертый год красного Октября будем праздновать вместе с Международным Советом республики».

В 1922 г. после длительной остановки заработала бывшая фабрика Треумовых, получившая новое название в честь Н. С. Абельмана. Еще в 1919 г этому предприятию был передан корпус бума-готкацкой фабрики акционерного общества Солосовской мануфактуры. В 1924 г. на фабрике им. Абельмана достигли довоенного уровня производства. До 1925 г. существовал Ковровский хлопчатобумажный трест, объединенный затем с Владимиро-Алексан-дровским. С1925 г. в железнодорожных мастерских остались только вагонный и лесопильный цеха. Они перешли исключительно на ремонт вагонов. Оборудование по ремонту паровозов было передано на Подольский механический завод.

Секретарь Ковровского уездного комитета РКП (б) Павел Вор-куев писал в августе 1923 г.:

«...По Ковровскому уезду на 1 -е августа 1923 года работает государственных и комбинированных предприятий 25. В эту цифру входят: лесопилки, торфоразработки. Всего рабочих занято в данном производстве 17352 человека. Частных предприятий с числом рабочих 150 человек — 5 и одно ткацкое производство, где работает 600 человек.

Мелких предприятий, как-то: сапожных мастерских, экипажно-тележно-санных мастерских, мельниц, кирпичных заводов 272 работающих предприятия...

С 1 августа все предприятия работают полным ходом...

Производительность труда достигает, а на некоторых фабриках превысила довоенные нормы...».

К 1927 г. в Коврове и Ковровском уезде имелось 41 предприятие текстильной, металлообрабатывающей, железнодорожной, деревообделочной, стекольной, торфоразрабатывающей, полиграфической и известковой промышленности с общим числом работающих 22187 человек.

В самом Коврове в 1928 г. наиболее крупными промышленными предприятиями являлись Инструментальный завод № 2 (нынешний Завод имени Дегтярева, о нем рассказано ниже), фабрика им. Абельмана (3559 рабочих и сумма производства 8,69 млн. рублей) и железнодорожные мастерские (1091 рабочий и сумма производства 0,93 млн. рублей в год). Имелись также льноткацкая фабрика имени Халтурина (287 рабочих и сумма производства 0,73 млн. рублей), шерстепрядильная фабрика Рабухина и Авер-бух (45 рабочих и сумма производства 0,25 млн. рублей), чугун-но-меднолитейный завод им. Малеева и Кангина (300 рабочих и сумма производства 0,46 млн. рублей). Кроме того, в городе по данным Всесоюзной переписи 1926 г. насчитывалось 349 кустарно-ремесленных заведений (462 рабочих и общая сумма производства 0,55 млн. рублей).

В 1927 г. в Коврове находилось 488 торговых заведений с общим годовым оборотом 22 млн. рублей. Из них 12 являлись государственными, 14 кооперативными и 300 — частными. Грузооборот Ковровской железнодорожной станции в 1926 г. составил 172 тысячи тонн, что превосходило уровень 1912 г. почти в 3 раза.

В Коврове и уезде начиная с 1918 г. продолжали успешно развиваться средства связи. Ковровская почтово-телеграфная контора была признана по своему уровню одной из крупнейших в Советской России и перечислена во II класс из шести существовавших. Именно тогда в нелегкое время гражданской войны и разрухи были заложены основы бесперебойной работы почты на всей территории Ковровского уезда. При нем же, несмотря на все трудности тяжелого времени гражданской войны и разрухи продолжалось развитие почтово-телеграфной сети в Ковровском уезде. В 1918 г. было открыто новое почтовое отделение в селе Усолье, при Савинском почтовом отделении устроен телеграф. В связи с изменением границ Ковровского уезда Лежневская контора оказалась за его пределами. Зато в состав Ковровской конторы вошли несколько отделений прежнего Судогодского уезда: в селах Иваново (Эсино), Смолино и Милиново.

Было увеличено число служащих в этих учреждениях. Значение почты и телеграфа в те годы было особенно велико. Служба почтальонов в первые советские годы приравнивалась к военной. Почтальонам тогда полагался усиленный паек наравне с красноармейцами. При перевозке почты по дорогам уезда служащим выдавались казенные наганы и винтовки. У здания центральной почты дежурил специальный караул, порой даже с пулеметом. Ковровские коммунисты приняли решение «в первую очередь поставить на боевую ногу следующие учреждения: почты, телефон, телеграф и склады, делегировав туда по возможности своих людей».

За малейшую небрежность почтальона или телеграфиста могли обвинить в «контре» и наказать «по всей строгости революционного времени». В почтово-телеграфном ведомстве без конца продолжались кадровые «чистки». Большевики, в соответствии с наказами товарища Ленина держали под особым контролем средства связи. В 1921 г. был смещен и А. И. Быстрицкий, чье «поповское» происхождение и многолетняя служба «старому режиму» казались подозрительными новым властям. Его заменил начальник пролетарского происхождения Михаил Ефимович Никитин, хотя от этого письма и телеграммы быстрее приходить не стали.

Интересно отметить, что во время головокружительной инфляции начала 1920-х гг. исчисляемая в стремительно обесценивавшихся советских дензнаках зарплата почтовых и телеграфных служащих росла с космической скоростью. Так, в июне 1921 г. начальник Ковровской ПТК М. Е. Наумов получал в месяц 57740 рублей, а в феврале 1922 г. он же зарабатывал в той же должности в месяц 1 млн. 620 тысяч рублей. И по тем временам эта зарплата была достаточно низкая. Трудились тогда, в основном, за паек.

В 1921-1922 гг. в Ковровской почтово-телеграфной конторе состояли на службе 82 человека, причем территория Ковровского уезда тогда по сравнению с дореволюционной сократилась почти на 40%. К 1931 г. штат этой же конторы увеличился до 99 человек.  
В начале 1930-х гг. развитие ковровской промышленности продолжалось быстрыми темпами. Например, выпуск валовой продукции вагоноремонтного завода (бывших железнодорожных мастерских) с 1,2 млн. руб. в 1928-1929 гг. вырос в 1929-1930 гг. до 3,1 млн. руб. По заводу Малеева и Кангина рост выпуска продукции составил с 0,957 млн. руб. в 1928-1929 гг. до 1,145 млн. руб. в 1929-1930 гг. К 1931 г. завод Малеева и Кангина был передан в ведение Всероссийского объединения котлотурбинной промышленности «Котлотурбина» и на нем началась коренная реконструкция. Предприятие было ориентировано на выпуск ручных и механических топок, а также обдувных котлов. Вложения в реконструкцию завода превысили 7 млн. рублей.

Наиболее значительными событиями в местной промышленности начала 1930-х гг. стали создание первого ковровского экскаватора и фактически создание нового экскаваторного завода на базе старых железнодорожных мастерских, а также дальнейшее развитие оборонного предприятия «Инструментальный завод № 2».

Из истории города Коврова
Фролов Н.В., Фролова Э.В., Из истории города Коврова. Часть 2. - Ковров, БЕСТ-В, 1999
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.