Добавить в закладки

Учитель И. П. Чуриловский


Процесс образования во все времена в значительной степени зависел от личности преподавателя. Выдающиеся люди обычно имели выдающихся учителей. Таким замечательным педагогом в истории Шуи был Иван Петрович Чуриловский.

И. П. Чуриловский родился в октябре 1803 года в семье священника села Чу рилово Владимирского уезда. По окончании в 1824 году курса Владимирской духовной семинарии стал учителем архиерейских певчих. 17 сентября 1829 года он определен на должность учителя Владимирского духовного училища, где быстро показал себя прекрасным педагогом; 10 августа 1 831 года назначен инспектором Переславского духовного училища. В Переславле, в должности инспектора, он прослужил 20 лет, фактически управляя училищем вместо смотрителя. Пока Иван Петрович служил в Переславле, местное духовное училище считалось лучшим из всех училищ епархии (Правдин Е.И. История Шуйского духовного училища. Владимир, 1886. С. 67;).

24 декабря 1851 года И.П. Чуриловский назначен исполняющим должность смотрителя Шуйского духовного училища, а 5 августа 1855 года после ревизии он утвержден смотрителем училища, в котором прослужил 25 лет (ГАИО. Ф. 86. Оп. 1.Д. 320;). Всего он прослужил в духовных училищах Владимира, Переславля и Шуи 47 лет. И везде он оставил по себе неизгладимую память, как начальник, как педагог и как человек.

Начальником Иван Петрович был весьма опытным и всецело преданным своему делу. В училище он являлся всех раньше, а уходил из него всех позже. Училищные письменные дела никогда у него не залеживались ни одной минуты; все бумаги писались под его диктовку. С учителями и учениками Чуриловский вел себя тактично, и все они глубоко его уважали и сердечно любили. Квартиры ученические посещал чуть не каждый день, при чем спрашивал учеников уроки по всем предметам, объясняя трудные места из урока; беседовал с ними, всегда знал их проблемы и нужды.

Как учитель и педагог, И.П. Чуриловский отличался опытностью и основательным знанием не только предметов своего преподавания, но и всех вообще предметов училищного курса. Латинский же язык знал в совершенстве. Неслучайно его ученик, Иван Владимирович Цветаев (отец поэта Марины Цветаевой), профессор римской литературы в Московском университете, посвятил учителю свою магистерскую диссертацию, в благодарность зато, что Иван Петрович своим прекрасным преподаванием заставил Цветаева полюбить латинский язык и выпустил его из училища с обширным знанием этого предмета. В своей автобиографии от 9 февраля 1913 года Иван Владимирович писал: «И.П. Чуриловскому... обязан любовью к латинской литературе и научным занятиям вообще» ( Кочеткова Г.К. Дом Цветаевых. Иваново, 1993. С. 122;). Есть устные свидетельства того, что, Цветаев обязан Чуриловскому гораздо большим, чем любовью к античности. На заседании Императорского Московского археологического общества 29 ноября 1913 года, где вспоминали Цветаева, умершего тремя месяцами ранее, священник Миловский (наверное, это был уроженец Шуи Николай Михайлович Миловский Е.С.) рассказал о случае из ученического периода Ивана Владимировича. Он чуть было, не сгорел, но был спасен смотрителем училища И.П. Чуриловским. В буквальном смысле можно сказать, что без Чуриловского не было бы и Ивана Цветаева и Музея изящных искусств...

Поступавшие из училища в семинарию ученики — «чуриловцы» на приемных испытаниях восхищали экзаменаторов своими знаниями латинского языка. И, действительно, лучшие из них могли свободно читать не только Корнелия Непота (входившего в училищную программу), но и Саллюстия, Лактанция и Тита Ливия. Педагогические приемы Ивана 11етровича при изучении латинского языка значительно способствовали развитию мыслительных способностей учеников. Письменные упражнения давались, обычно, раз в неделю и преимущественно с русского на латинский язык. Почти над каждым словом переводимой русской статьи Чуриловский назначал несколько латинских слов. И ученику приходилось много думать, чтобы составить правильно латинский текст, выходивший иногда вдвое больше русской статьи, и при этом не отступить от точного смысла последней. Такими упражнениями ученики с ранних лет приучались к серьезному мышлению, следствием которого было то, что ученики писали в семинарии русские сочинения логично и основательно.

Подавляющее большинство его учениковс благодарностью вспоминали Ивана Петровича. Каждый бывший ученик училища, приезжавший по делам в Шую, считан священной своей обязанностью посетить И.П. Чуриловского и засвидетельствовать ему свое почтение. Лучшие из его учеников, покидая Шую, переписывались с учителем, делились сомнениями, искали у него совета. Сохранилось письмо Чуриловского к И.В. Цветаеву от 5 августа 1874 года, посланное им своему ученику в Германию:

«Глубоко, истинно, искренне уважаемый, любезнейший Иван Владимирович!

Два письма в течение майской трети имел удовольствие получить от вас. За вашу память, расположение и любовь усерднейшую живейшую приношу вам благодарность.

Извините мое долговременное, неучтивое к вам молчание. Давно бы следовало выразить пред вами чувство моей признательности за доброе ваше внимание ко мне. Но это же самое внимание давачо старику надежду на ваше снисхождение к моей лени и неисправности.

Радует, что вы теперь в центре просвещения, обогащаете себя научными сокровищами, желаю вам счастливого, дачьнейшего пути в просвещенную Европу.

Поезжайте, милейший, и привозите в Россию более света, в ней еще очень много нас. сидящих во тьме.

Вы хвалите немецкую весну, а мы почти весны не видали, и в мае нередко зима давала нам чувствовать свои права.

Хотелось бы с вами поделиться чемнибудь новым интересным, но ничего такого не нахожу. Весь кругозор мой ограничивается одной Шуей, а Шуя не Питер, не Москва. Что с ней? Конечно, строят в ней дома, каменные ряды, на соборной колокольне ставят новый шпиль, еще выше прежнего и только. В училище у нас? Ничего нет особенного. Шесть лет строят корпус, но на одной бумаге. Среди прошедшей трети на месте умершего учителя Артамо на Воскресенского давали пробные лекции по латинскому языку: священник Ф. Дунаев и два студента Владимирской семинарии: Миловидов и Благонра вов. Место учительское немалое время было вакантным.

Приготовиться на лекции было можно. И что же? Господа студенты говорили из рук вон худо, заставляя смеяться самых последних учеников. Можно ли было ожидать, чтобы студент сидел на учительском месте, не зная употреблений латинских падежей и согчасования имен прилагательных с существительными. Каково образование в древних языках во Владимирской семинарии!

В заключение моего письма повторю мое благожелание: обогащайтесь научными сокровищами и привозите к нам свет. Видите, что мы еще во тьме!

С истинным к вам почтением, любовью и преданностью, честь имею быть вам покорнейший слуга Иван Чурич веский».

За свои педагогические труды И.П. Чуриловский был удостоен медали в память войны 1853-1856 гг. (19.03.1858) и ордена св. Анны 3й степени (04.04.1865 ).

Оставил он училищную службу по преклонности лет 20 июня 1876 года. Увольнение от службы произвело на него разрушительное действие. Уже через год после увольнения стало замечаться ненормальное состояние его умственных способностей. Он вообразил себя состоящим на службе в должности смотрителя, каждый день приходил в училище, заходил в классы, задавал вопросы, бывал и на экзаменах, также посещал ученические квартиры. С течением времени способности его все более слабели, и он уже не в состоянии был находить без помощи других своего любимого детища училища, которое в 1880 году было переведено в новое здание.

За год до смерти явилось у него непреодолимое желание ехать на родину в село Чурилово. Хозяйка его шуйской квартиры сама отвезла его по железной дороге во Владимир к родственникам. Незадолго до смерти родственники отправили его на жительство в Боголюбов монастырь близ Владимира, где он 2 января 1883 года, на 80м году жизни, тихо скончался и там же был похоронен (Владимирские епархиальные ведомости. 1883. № 17).

Воспитанниками Чуриловского были многие достойные люди. Это:
профессор Московского университета И.В. Цветаев;
его брат, профессор Варшавского университета Д.В. Цветаев;
профессор Казанской духовной академии А.К. Волков;
известный писательбогослов протоиерей Н.М. Миловский;
член Французской национальной академии протоиерей К.А. Веселовский;
смотритель Кине шемского духовного училища А.К. Успенский;
смотритель Муромского духовного училища Е.И. Орлов;
смотритель Дмитровского духовного училища А.И. Охотин;
инспектор епархиального женского училища в Курляндской губернии В.П. Алеев;
инспектор народных училищ Иркутской губернии А.А. Доброхотов;
директор Тобольской гимназии П.И. Панов;
инспектор 1й Петербургской гимназии Л.А. Доброхотов;
инспектор 2й Московской женской гимназии Ф.В. Цветаев;
управляющий Витебской контрольной палатой Ф.Е. Стурницкий;
военный врач в чине тайного советника Е.К. Волков;
шуйский краевед протоиерей Е.И. Правдин.

Благодарными учениками в 1903 году в Шуйском духовном училище была учреждена стипендия имени И.П. Чуриловского (Ставровский Е. История Шуйского духовного училища. Иваново, 2000).

История в лицах.
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.