Добавить в закладки

Слово об учителе: о жизненном и творческом пути Л. И. Земской


Труд педагогов начальных классов, наверное, самый тяжелый, хлопотливый и ответственный в школе. «Ему, первому учителю, писала както в «Учительской газете» Л.И. Земская, дано великое право раскрыть перед маленьким человеком первые страницы большой книги жизни... И от того, как он это сделает, зависит, каким откроется малышам окружающий мир» (Земская Л.И. Прекрасный это предмет - Учительская газета. 1974. 8 марта).

В течение 40 лет многие ковровские школьники имели счастливую возможность учиться у Лидии Ивановны Земской. В докладе хотелось бы бы рассказать о ней, как об одном из лучших представителей этой профессии, попытаться раскрыть секреты ее удивительного мастерства и успеха.

«Нам выпало жить в счастливое время...» — вспоминает Лидия Ивановна. — Счастливым оно было не только потому, что была молодость, была работа, заслуженный успех и признание. Это было время созидания, — продолжает она, — когда главным в жизни была не погоня за деньгами, а отдача. И чем больше человек отдает, тем жизнь его становится ярче и богаче». Последняя фраза в полной мере отражает жизненную установку Лидии Ивановны. И в этом смысле ее жизнь можно назвать богатой, насыщенной, интересной.

Лидия Ивановна родилась 25 февраля 1933 года в д. Горячево Савинского района Ивановской области. Там же, у бабушки с дедом, прошло ее детство. Она жила в большой дружной семье, где царила взаимная любовь, почитался труд. Особенно запомнились военные годы. После ухода на фронт трех сыновей деда, она осталась единственным помощником в доме, освоила нелегкий крестьянский труд: работы но дому и в поле, уход за скотиной, сенокос, заготовку дров, стрижку овец. Так зародилось у нее уважение к труду вообще, а затем и к делу, которому она посвятит свою судьбу.

Учась в сельской начальной школе, она сразу же обратила на себя внимание удивительными способностями к художественному чтению. Учителя эти способности заметили и стали развивать, привлекая к участию в художественной самодеятельности. Позже ее артистическое искусство произнесения поможет ей одержать первую профессиональную победу. Став учителем, она разработает методику обучения выразительности речи, а коллеги справедливо будут считать ее мастером художественного чтения. Но все это будет потом. А пока природный ум, трудолюбие, настойчивость и другие качества, заложенные деревенской жизнью, позволили Лидии Ивановне догнать в учебе городских сверстников. Ковровскую среднюю школу № 2 она окончила на « четыре» и «пять».

По настоянию отца в 1949 году Л .И. Земская поступает в Ковровское педучилище. Отец Иван Осипович Лукьянов — участник гражданской, финской и Великой Отечественной войн, в 20ые годы работавший с беспризорниками, первым сумел рассмотреть в дочери природные данные педагога. Педучилище ярких воспоминаний не оставило, а педагогическая практика запомнилась. Запомнились блестящие уроки Грошевой Ольги Петровны, у которой многому можно было научиться в организации класса. «Ведь самое трудное в нашей работе говорит Лидия Ивановна, организовать первоклассников».

Однако начинать ей пришлось не с «первоклашек». Осенью 1953 года она была назначена в четвертый класс мужской начальной школы № 9, существовавший в то время в одном здании с 14ой школой. Класс состоял из хронических второгодников переростков. Переростком тогда называли ученика, дотянувшего до четвертого класса к 1416летнему возрасту.

Значение первого урока в педагогической судьбе трудно переоценить. Лидия Ивановна экзамен выдержала. Она вошла в класс с отрепетированной улыбкой и заученными планамиконспектами, наивно полагая их самыми важными на уроке. Приветствовали ее не все. На учительском столе стояла заткнутая бумажной пробкой бутылка, в чернильном море которой плавали шипящие кусочки карбида. Тридцать пар любопытных нагловатых глаз уставились на учителя. «Хотелось зареветь и убежать, — вспоминает Лидия Ивановна, — но я нашла силы держать себя в руках. Пауза длилась недолго. Я выдернула пробку из бутылки и начала читать...» Из уст учителя звучали стихи А.Т. Твардовского о минувшей войне. В мертвой тишине ребята узнавали о том, как солдаты вот такими же бутылками, но наполненными горючей смесью, бросались под танки. Ей удалось задеть самые потаенные струны мальчишеской души, и те вдруг в неудержимом потоке слов все разом стали рассказывать об отцах, братьях, не вернувшихся с войны (Хаби буллин Б.К. Первые страницы киши жизни.// Знамя труда. 1985. 19 октября). Именно в этот день у нее появилось внутреннее ощущение призвания. Стало ясно, что выбор профессии сделан верно.

Земская Лидия Ивановна с учениками
Земская Лидия Ивановна с учениками

И началась работа, творческая страсть, внутреннее горение, поиск. И все это время она ощущала поддержку мужа. Они вместе уже более сорока лет. А увиделись впервые в 1957 году в Доме учителя на занятиях драматическою кружка. Станислав Николаевич только что вернулся в Ковров из Карелии, где проработал три года после окончания Ленинградского пединститута. Они поженились и на два года уехали в Германию. А с 1961 года Л.И. Земская учитель начальных классов средней школы № 14, Станислав Николаевич возглавил школу № 11 .Всю свою жизнь эти два человека посвятили школе. Квартира их постепенно превращалась в своеобразную творческую лабораторию, где рождались новые идеи. Их домашний архив наполнялся методической литературой, множеством выписок, рабочими записями, дидактическим материалом, наглядными пособиями собственного изобретения.

«Учитель должен не просто учить, но и постоянно учиться сам, причем как профессионально, так и нравственно», убеждена Лидия Ивановна. И она училась, изучая опыт новаторов страны, творчески работающих учителей школы, юрода, области, следила за всей педагогической литературой, находясь в постоянном поиске. У нее была какаято внутренняя потребность к самообразованию.

Ссылаясь на многолетний опыт, Л.И. Земская отмечает, что дети, хорошо читающие и имеющие высокий уровень речевого развития, могут успешно обучаться по всем предметам. «Чтение, говорит Лидия Ивановна, это ключ ко всем наукам». По ее наблюдениям все слабые по успеваемости ученики плохо читают. Она убеждена, если обучить их чтению вовремя, они обязательно станут успевающими. Еще в начале своей педагогической деятельности Л.И. Земская стала искать пути совершенствования этого предмета. Своими находками делилась с коллегами в городе и области. В 1970 году в журнале «Начальная школа» была опубликована ее статья «Музыка и картина на уроках чтения». В том же году она выступила с докладом по обучению младших школьников на Всесоюзных педагогических чтениях в Ленинграде. Сделанный ею доклад «Воспитание эстетических чувств на уроках чтения» был удостоен почетной грамоты.

Далее Л.И. Земская начинает отрабатывать собственную индивидуальную методику обучения выразительности чтения. Работу по обучению выразительному чтению она привела в систему, начиная ее в период обучения грамоте, т. е. с того момента, когда учащиеся, освоив только несколько букв, читают по слогам слова и простейшие предложения, и продолжая заниматься ею на протяжении трех лет обучения. Она создала серию занимательных заданий, с помощью которых шла отработка чистоты произношения, логических ударений, пауз, интонаций.

Рассказывает Л.П. Королева, работавшая в то время завучем школы: «Маленькие ученики Л.И. Земской уже в первом классе легко осваивали три самых главных правила: соблюдение пауз при чтении, постановка логического ударения и, наконец, передача голосом чувства, заложенного в словесном оформлении фразы. Каждый раз не переставала удивляться неповторимым детским интонациям.

передающим самые разные чувства: радость, восторг, гордость, досаду, иронию, восхищение, грусть, печаль, возмущение, негодование и т. д.» Учитель русского языка и литературы СМ. Волкова, работавшая в классах Л.И. Земской, отмечает, что бывшие воспитанники Лидии Ивановны даже задания к упражнениям читали выразительно, поставленным голосом, с паузами, логическими ударениями. В своей практике с подобным она встречалась впервые. «Обычно учителя начальной школы уделяли внимание выразительному чтению стихов, Земская обучала выразительности речи», подчеркивает Софья Михайловна.

Уже в букварный период Лидия Ивановна учила детей вникать в смысл текста и видеть все факты и явления, о которых в нем говорится, оценивать, передавать смысл их в чтении.

В 1973 году ей вновь была предоставлена трибуна Всесоюзных педчтений в Минске. Доклад был отмечен премией. Текст выступления «Обучение первоклассников выразительному чтению» опубликован в том же году журналом «Начальная школа».

Начался период распространения ее опыта. Лидия Ивановна давала огромное число открытых уроков. Можно представить, каких внутренних и физических сил, не говоря уже о знаниях и опыте, это требовало. В классе иногда находилось по 20 30 и более гостей. На ее уроках бывали не только учителя и руководители школ города, области, к ней приезжали из Москвы, побывати и чехословацкие коллеги. Это было в 1988 году, когда Ковров принимал делегацию городапобратима Либерца. В составе делегации доктор педагогики, заведующий отделом народного образования, кандидаты наук, директора школ и детсадов, преподаватели. Посещение урока Л.И. Земской произвело на них большое впечатление. Завуч 22ой школы И.Г. Корнева вспоминает, как во время того открытого урока из класса выбежал чех, прося срочно проводить его в кабинет директора за фотоаппаратом, восклицая на ходу: «Я такого еще не видел!» Весь ход урока был записан гостями на видеокамеру. Но что осталось за кадром? А за кадром оставались годы творческих поисков, раздумий, кропотливая работа над совершенствованием своего педагогического мастерства.

В 1985 году школьную копилку педагогического опыта пополнила статья Л.И. Земской «Выработка эмоциональной окрашенности речи», ставшая своего рода итогом поиска. Понимание литературного текста Лидия Ивановна считала основой выразительного чтения. Создавая на уроке творческую атмосферу, она развивала у детей способности понимать и сопереживать чувствам и настроениям литературных героев, выявлять нравственную проблематику изучаемых произведений. Обучая младших школьников умению читать выразительно, Л.И. Земская добивалась не копирования чтения учителя, а учила размышлять над текстом и самостоятельно находить верные интонации. Ее ученики не просто читали, а проживали прочитанное. Все учителясловесники, работавшие в классах Лидии Ивановны, — СМ. Волкова, Г.Н. Голубева, В.Е. Ведякина, единодушно отмечают исключительную подготовку учеников, которым посильны были любые формы работы; ответы которых уже в младших классах начинались со слов: «Я считаю...»; самостоятельность суждений которых приводила к тому, что уроки литературы очень часто переходили в уроки диспуты.

Любой передовой опыт несет личностную окраску, педагогический опыт Л.И. Земской — в значительной степени. Не случайно коллеги говорят о ней: «Она уникальна. Ее повторить нельзя». Так какая же она — учитель Л.И. Земская?

Прежде всего, Лидия Ивановна очень обаятельный человек. «Приятная внешность, обаятельная живая улыбка, — рассказывает завуч И.Г. Корнева, очень выразительный взгляд, образное слово учителя, большой эстетический вкус все это буквально завораживало детей. Они охотно ей подражали». «Она всегда красива! Она всегда великолепна!» таким сохранился образ первой учительницы у М.Ю. Морозовой, кандидата философских наук, доцента Ковровской государственной технологической академии. «Для меня она и сегодня, продолжает Марина Юрьевна, образец преподавателя. Начиная работать в школе, свой имидж учителя я создавала не без ее влияния».

«Все обучение у Лидии Ивановны шло через эмоции», отмечают коллеги. Воздействие на эмоциональную сферу ребенка главное в ее педагогическом почерке. Для пробуждения и воспитания чувств у детей она не жалела сил. Приведем лишь один пример ее работы в этом направлении. Предстояло изучение стихотворения М.В. Исаковского «Навек запомни». Как девятилетним счастливцам, не знавшим горя войны, разлуки, внушить чувство торжественной печали? Л.И. Земская проводит большую подготовительную работу: беседа о войне, встреча с ветеранами, изготовление цветов для возложения на братскую могилу. И, наконец, урок на площади Победы. Не каждый учитель на это решится: кругом пешеходы, шум, много такого, что отвлекает ребят. Ребята стоят плотным кольцом и слушают учителя, который говорит о тех, кто не вернулся с войны. И здесь Лидия Ивановна читает М.В. Исаковского. Читает так, что наступившая после чтения психологическая пауза продолжается больше минуты. Никто ни словом, ни жестом не нарушил ее торжественности. Дальнейшая работа над произведением шла уже в классе, оно сразу стало близким, понятным, вызвало глубокие эмоции.

Лидия Ивановна не только эмоциональная личность, она еще и артистическая натура. «Это учительартист, — говорит И.Г. Корнева, — на каждом ее уроке разыгрывается маленький спектакль». «Уроки чтения, — вспоминает учившаяся у Л.И. Земской Г.Н. Заботина, ныне завуч 19ой школы, — были и уроками театра. Она могла представиться лисой... Она играла». В ее игре присутствовали элементы театра. Вовлекая детей в стихию игры, она хотела, чтобы учение для них стало интересным и любимым делом. Постепенно, через подражание, ее ученики выходили на качественно новый уровень творчества начинали творить сами. «Маленькие актеры», так называли питомцев Л.И. Земской присутствовавшие на ее уроках. Каждая басня читалась по ролям. Слушать ребят Лидии Ивановны приятно. Солидным баском гудит «Муравей». Сложив ручки на груди, умоляет «Стрекоза» с бантиками, незаметно вплетается «Автор». А потом вместе разбирают ошибки. Ребята, как правило, улавливали неверные интонации, пропуск паузы. В какойто степени Л.И. Земская давала основы актерского мастерства, а это развивающий курс многих школгимназий сегодня. Каждый год ее питомцы участвовали в конкурсах чтецов, получая призовые места в городе и области.

Очень многие вспоминают именно уроки чтения, хотя любимый предмет Лидии Ивановны математика. И здесь она старалась отработать механизм мышления, привить желание решать, находить радость в поиске путей решения. Придавая огромное значение эмоциональности урока, привлекала различные средства игры, наглядные пособия, в том числе собственного изобретения. Об одном из них она рассказала на страницах журнала «Начальная школа» в статье «Знаешь ли ты треугольники?». Вспоминает А.И. Корунова, бывший завуч школы: «Уроки математики производили особенное впечатление необыкновенной ясностью и четкостью... Мне почемуто всегда хотелось объяснение учителя сравнить с музыкой». Подобное желание возникало не только у Александры Ивановны. «Это не урок, а симфония!» произнес один из участников семинара директоров после посещения открытого урока Лидии Ивановны.

«Ее уроки отличались особой атмосферой творчества, одухотворенности, влюбленности какойто», говорит Л.П. Королева. Она действительно безмерно любила свою профессию. «В школу приходила очень рано, за 45 минут, готовила класс..,.», рассказывает директор школы А.А. Любимов. Сколько раз, подходя рано утром к школе, он видел единственное светящееся окно. Это было окно ее кабинета. Она тщательно продумывала не только построение урока, но и виды заданий, наглядные пособия, технические средства. На одном уроке звучит музыка П.И. Чайковского, М.В. Глинки, на другом ребят на нужный лад настраивают пейзажи И.И. Левитана и И.И. Шишкина, а при знакомстве с поэзией А.С. Пушкина на учительском столе — старинный подсвечник, горящие свечи.

«Это учитель— творец», — признают коллеги. Ее уроки отличало полное отсутствие шаблонов. Рассказывает Н.В. «Свешникова, учитель математики, в течение года посещавшая уроки Лидии Ивановны, знакомившись со своим будущим классом: « Бывать у нее на уроках одно удовольствие. Ни один урок не повторял другой. Там не было монотонности и однообразия. На каждом уроке — она другая и дети другие».

Лидия Ивановна никогда не работала по раз принятой схеме, находясь постоянно в творческом поиске. А центром ее поиска было неизменное желание разбудить, развить у ребят творческую инициативу. Висит, к примеру, в ее классе красивый стенд. На нем из бумаги три своеобразных почтовых ящика. На каждом надпись: «Для задач», «Для стихов», «Для сочинений». Ящики всегда содержат свежую корреспонденцию, так как учитель пускает в ход то, что сделано ребятами. Все лучшее записывалось в альбом. Ребята имели свой задачник и несколько рукописных альбомов со стихами и сочинениями. «Только с возрастом начинаешь понимать, — говорит М.Ю. Морозова, — что Лидия Ивановна прививала нам навыки исследовательской работы».

Непрерывный рост мастерства у Л.И. Земской шел до последнего дня работы в школе. В 1990е годы, уже после выхода на заслуженный отдых, она разработала программу факультатива «Искусство речи», занятия которого все без исключения были открытыми. Сколько новых находок и методических приемов увидели и открыли для себя на этих занятиях те, кто не раз бывал на ее уроках прежде.

Учителем учителей назвал Лидию Ивановну А.А. Любимов. Она охотно делилась своим педагогическим опытом с коллегами. Долгие годы Л.И. Земская руководила школьным методическим объединением учителей начальных классов (1965-1978), городской школой передового опыта (1968-1998), возглавляла методическую секцию учителей начальных классов города (1979-1985). И даже сегодня она оказывает методическую помощь бывшим ученикам своим последователям.

Можно сказать, что питомцам Л.И. Земской повезло, ибо они, в хорошем смысле, были «избалованы» профессионализмом своего учителя. В дальнейшем воспитанники Лидии Ивановны требовали высокой культуры труда от других учителей. Рассказывает В.Е. Ведякина: «Работать с учениками Земской истинное удовольствие, подготовка исключительная, но и трудности определенные были. Ребята приучены были «тянуть» из учителя знания, требуя от последнего высокой подготовки. И если им было скучно, они заявляли об этом».

Вся ее деятельность побуждала учеников к умственному и нравственному развитию. Изо дня в день она учила их укению общаться, сопереживать, не обижаться, слышать и понимать других. Наблюдая, как первоклассники с первых дней учебы начинают «делить» парту, Лидия Ивановна предлагает им сесть гак. чтобы удобно было сидеть их соседу. Заметив, что дети засмеялись над неправильным ответом ученика, она прерывала урок и начинала говорить о тех чувствах, которые переживал их товарищ: ему обидно, он растерялся, в следующий раз он побоится выступать. «Попробуйте себя поставить на его место». В классе тишина, а мальчик заплакал. Он только после этой беседы понял, что ребята перед ним виноваты. Ученики сами того не ведая попадали в ее биополе, приучаясь быть внимательными, аккуратными, вдумчивыми, т. е. такими, как и она.

Вместе с воспитанниками Лидия Ивановна придумала «Азбуку нравственного воспитания». В красочно оформленном альбоме предлагались для решения различные жизненные или мнимые ситуации, требующие решения. Первоначально сюжеты для азбуки предлагал учитель, затем ситуации придумывали сами дети, прогнозируя и верные ответы.

Очень многое зависит от первого наставника детей. Один класс бывает добрым, отзывчивым значит, таким был их учитель; у другого класса крепче знания, но дети замкнуты в себе, както сдержанны снова почерк первого учителя. «Классы Л.И. Земской отличались, говорит Г.Н. Заботина, работавшая вожатой в 14ой школе, отличались, прежде всего, интеллектуальным уровнем, воспитанностью, активностью». «Ее детей отличал огромный заряд активности, рассказывает Н.В. Ковешникова, их буквально обуревала жажда деятельности...».

Л.И Земская педагогически грамотно выстраивала процесс воспитания, давая возможность детям накапливать опыт самостоятельных действий. В третьем классе ей достаточно было дать только тему и форму мероприятия — все бывало сделано. Накопленный опыт в нравственном воспитании школьников, в воспитании их общественной активности и самостоятельности позволил Лидии Ивановне опубликовать несколько статей в педагогических сббрниках и на страницах журнала «Начальная школа», а также выступить с докладами на Всесоюзной научнопрактической конференции в Таганроге, на совещании в АПН СССР и на заседании «Круглого стола» в Министерстве просвещения.

На многолетнем опыте Л.И. Земская убедилась, что активность детей находилась в прямой зависимости от позиции родителей. Поэтому она максимально использовала возможности родительской общественности. Каждый месяц кропотливо и тщательно готовила педагогический всеобуч, каждую субботу проводила открытые уроки для родителей. Ее собрания родители посещали парами.

У Лидии Ивановны были всегда хорошие результаты, и это объясняет ее высокий рейтинг среди родителей. Многие стремились отдать своих детей именно в ее руки. «Был случай, рассказывает А.А. Любимов, — когда количество учеников в ее классе достигло 46 человек, впоследствии шесть учащихся этого класса окончили школу с золотой медалью. У нее всегда был класс повышенной обучаемости». «Она умела пробудить любознательность, заложенную в каждом ребенке, развить задатки каждого», — говорит бывший завуч СМ. Волкова. «Безусловно, она талантливый человек, — продолжает Софья Михайловна, объясняя успех Л.И. Земской, — но ее талант опирается еще и на необыкновенное мастерство, накопленное многолетним кропотливым трудом, и огромное чувство ответственности». Сама Л идия И вановна свой успех объясняет прежде всего тем, что готовила своих питомцев с дальней перспективой: не к окончанию начальной школы, а к умению самостоятельно приобретать знания в течение всей жизни, быть нужными людям.

Сорокалетний самоотверженный труд учителя оценен по достоинству: в 1978 году ей присвоили почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», с 1979 она учитель высшей квалификации, в 1985 году Лидия Ивановна становится Лауреатом премии им. И.К. Крупской. Но самой высокой наградой она считает трудовые успехи своих учеников, именно она готовила их взлет. Лауреатом областного конкурса «Учитель года 2001» стала ее бывшая воспитанница ИМ. Сурьянинова. «Тем, что я стала учителем литературы, говорит Наталья Михайловна, — я обязана двум людям: Лидии Ивановне и маме». Благодарность учителю — это и есть самая высокая награда.

История в лицах.
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.