Добавить в закладки

Первые ковровские «таксисты»


Предшествующие и последующие доклады посвящены выдающимся деятелям науки и культуры, именитым гражданам. Этот рассказ о наших земляках, выходцах из простого народа — городских извозчиках, без которых не могла проходить жизнь Коврова до прихода автотранспорта.

Извозчичья служба существовала в России с незапамятных времен. Городские извозчики разделялись на ломовых по доставке тяжелых грузов и легковых по перевозке пассажиров в городе и по ближайшим окрестностям (Ганума А. Городской извоз. // Былое. 1995.№ 1) . Поэтомуто легковых извозчиков можно считать предшественниками современных таксистов. Так, в 1908 году по Ковровскому уезду значилось 48 извозчиков, а в городе их было 45.

Для постоянной работы извозчики содержали сильных, резвых, нередко породистых лошадей и обеспечивали им надлежащий уход. Запряжка, в основном, была одноконная; парные запряжки цугом 3х лошадей осуществлялись в снежные зимы. В теплое время года в ходу были пролетки (экипажи на рессорах) с откидным верхом и кожаным фартуком. Зимой — сани со спинкой и покрытием из сукна с мехом. На экипажах сзади прибивалась жестяная бляха — номерной знак владельца.

Извозчики носили форменную одежду — суконную поддевку синего цвета, опоясанную матерчатым кушаком. Сзади поддевка утолщалась для предохранения спины от ударов ботинок или сапог сидящих сзади пассажиров. В теплое время года на голову одевалась шляпа типа цилиндра, а зимой — круглая меховая шапка с околышем. В дождь использовалась клеенчатая накидка. На ногах были сапоги.

Извозчики, считавшиеся на городской службе, должны были содержать в исправности экипажи и соблюдать правила езды. При езде по городу — держаться правой стороны, соблюдать умеренную скорость, дистанцию перед передним экипажем и ставить транспорт вдоль тротуара в один ряд. Городские власти отводили места для извозчиков — биржу, где они стояли в ожидании найма и кормили своих лошадей.

За место на бирже уплачивался немалый налог в городскую казну. Из постановления Ковровского городского совета народного хозяйства от 3 января 1923 года следовало, что извозчикам в двухнедельный срок необходимо было зарегистрироваться в коммунальном хозяйстве города и получить номер для прикрепления его сзади экипажа. Годовая плата за 1923 год составляла 5 рублей золотом ('Живое прошлое. Фотодокументальная летопись Ковровского края в XX веке. Часть 1. Сост. Монякова О. А. Ковров, 2001. С.80).

Извозчичья биржа располагалась в Коврове на улице Большой Базарной (Правды), выше пересечения ее с улицей Московской (Абельмана), где были оборудованы прясла для лошадей.

К приходу поездов извозчики выезжали к вокзалу и собирались в ожидании в станционном буфете за чаем.

В позднее время суток за помощью обращались прямо на дом.

Кроме постоянных были еще безместные извозчики — крестьяне из ближайших окрестностей, приезжавшие в зимнее время на заработки («шатавшиеся»).

С первых лет XX века и до конца 30х годов в Коврове были известны всем жителям три биржевых извозчика: Болотов, Калинин и Новиков.

Иван Григорьевич Болотов родился в 1868 году в д. Пестовские Дворики Ковровского уезда; Яков Акимович Калинин — в 1880 году в д. Мишнево бывшего Ковровского уезда (сейчас Камешковский район); а Никандр Васильевич Новиков — в Коврове в 1879 году.

Жили они в собственных домах: на ул. Соборной (Володарского) в доме № 49 — Болотов, рядом в доме № 51 — Калинин, а Новиков на ул. Георгиевской (Свердлова) в доме № 62.

Самый большой был дом Болотова, построенный на месте ранее сгоревшего. Во дворах размещались конюшни размером свыше 70 кв. м ( 6x12 м ), крытые тесом, с бревенчатым полом, навесы для пролеток и саней и другие хозяйственные постройки. Кроме лошадей держали коров и кур. У Новикова были еще гуси и пчелы, а у Болотова на усадьбе в 12 соток росли плодовые деревья.

Семьи были большие. Иван Григорьевич и Евдокия Никаноровна Болотовы вырастили и воспитали шесть человек детей; Яков Акимович и Анисья Николаевна Калинины шестерых; а Ннкандр Васильевич и Екатерина Васильевна Новиковы — четверых.

Извозчики были физически сильными людьми. Рассказывали, что в молодости Иван Григорьевич поднимал лошадь, а Никандр Васильевич носил одновременно в каждой руке по полному мешку.

Семьи были верующие. В домах было много икон и старинных книг: Молились дома и ходили в церковь. Даже в 30е годы, когда не поощрялась приверженность религии, продолжали справлять все религиозные праздники, на которые приходили взрослые дети с семьями. Известно, что Никандр Васильевич вносил в церковь значительные пожертвования. Когда внучки Ивана Григорьевича видели знакомую упряжку с лошадью, привязанную к церковной ограде, они знали, что их дедушка стоит в церкви на службе. А бабушка, Анисья Николаевна, учила шестилетнего внука Юру, любимца дедушки Калинина, молиться.

Во всех семьях любили детей. Забавлялись с маленькими, покупали игрушки, хорошо одевали. Во двор Новиковых, где были качели и крокет, приходили охотно играть и соседские дети. А в зимние праздники — Рождество, Новый год, Крещенье и Масленицу Никандр Васильевич собирал детей со своей улицы и катал их в санях по городу.

Работали много. Извозчичьи семьи считались зажиточными, и их не обошли репрессии. Иван Григорьевич Болотов был арестован в декабре 1930 года, осужден на год, как бывший член «Союза русского народа». Освободили через полгода, а реабилитировали лишь в 1989 году.

Никандр Васильевич Новиков примерно в это же время был арестован по подозрению в сокрытии личных «золотых запасов». Освободили также через полгода. Яков Акимович Калинин, повидимому, был вне подозрений, поэтому постоянно вызывался для разъездов сотрудниками милиции.

Не удалось установить, когда была официально ликвидирована стоянка на извозчичьей бирже. Во всяком случаи известно, что в конце 30х годов за помощью к извозчикам приходили на дом. Обращались и состоятельные, и малоимущие люди; отказа не было в любой время суток, а за услуги брали умеренную плату (После ликвидации городской извозчичьей службы до появления автотранспорта продолжали работать ведомственные извозчики предприятий и учреждений.).

Я. А. Калинин И. Г. Колотое с внучкой Женей Соколовой Н.В. Новиков
Слева направо: Я.А. Калинин; И.Г. Колотое с внучкой Женей Соколовой; Н.В. Новиков

В 1939 году умерли и Болотов, и Калинин. Ивану Григорьевичу был 71 год, а Якову Акимовичу 59 лет.

Никандр Васильевич Новиков примерно в это же время продал последнюю лошадь и поступил нам работу завхозом в контору «Заготзерно». Умер он в 1953 году 74 лет.

И Иван Григорьевич, и Яков Акимович были малограмотными, Никандр Васильевич окончил начальное училище. Достаток в семьях им доставался нелегким трудом, поэтому родители старались обеспечить детям лучшую жизнь. Почти все они получили образование и трудились в родном городе в школах, на предприятиях, в различных учреждениях. Дети вырастили достойных внуков.

В Коврове известны Анна Ивановна Веденина (Болотова) — первая учительница в городе, получившая орден Трудового Красного знамени; Алексей Яковлевич Калинин — инженер на экскаваторном заводе, одновременно преподававший в железнодорожном техникуме; Александр Никандрович Новиков — учитель фабричной школы; а также ныне живущие Юрий Алексеевич Калинин (внук) — талантливый инженер предприятия «Сигнал»; Александр Дмитриевич Швецов — завуч музыкальной школы № 2 (правнук Болотова).

В наше шумное, беспокойное время трудно представить тишину на улицах маленького тогда Коврова, которая изредка нарушалась лишь понуканием лошадей, стуком их копыт по мостовой. Извозчики — скромные люди со своими четвероногими друзьями способствовали ковровчанам в их обычных делах или спешили на помощь в беде. Да останется светлая память о наших извозчиках, первых ковровских «таксистах»!

История в лицах.
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.