Добавить в закладки

Памятник В.А. Дегтяреву в Коврове и его роль в формировании архитектурного ансамбля центра города


Памятник Василию Алексеевичу Дегтяреву, открытый в 1954 году в старой части Коврова, является одной из главных достопримечательностей города за всю его многовековую историю.

Возведенный по проекту известного советского скульптора М.Г. Манизера и незаурядного архитектора А.П. Великанова, памятник В.А. Дегтяреву, безусловно, стал наиболее выразительным произведением монументаль ного городского искусства второй половины XX столетия. Памятник представляег собой пример высокопрофессионального воплощения образа крупного отечественного ученого и конструктора. Не менее важную роль играет избранное авторами место для размещения памятника в структуре города. Скульптор, в основном, решал проблему поиска художественного образа героя. А перед архитектором стояло сразу несколько взаимосвязанных задач: выбор места, определение основных физических габаритов памятника, художественнопластическое решение пьедестала, архитектурноландшафтное благоустройство территории и т. д. Окончательный вариант памятника В.А. Дегтяреву можно смело назвать результатом успешного творческого содружества скульптора и архитектора.

Прежде чем перейти к анализу памятника и его места в ансамбле центра города, было бы интересно кратко ознакомиться с биографиями авторов. Думается, что творчество скульптора Матвея Генриховича Манизера (1891-1966) в особом представлении не нуждается. М.Г. Манизеравтор многих произведений монументального искусства в СССР и за его пределами. Среди наиболее известных работ скульптора: памятники В.И. Ленину в Москве (Лужники), Майкопе, Йошкар-Оле, Рязани, Минске, Петрозаводске; И.Н. Ульянову в Ульяновске, И.Е. Репину в Москве, И.П. Павлову в Рязани, И.В. Мичурину в Мичуринске; скульптурные группы для станций московского метрополитена «Площадь Революции» и «Измайловский парк» и многие другие. М.Г. Манизер — народный художник СССР, трижды лауреат Государственных лремий СССР, вицепрезидент Академии художеств СССР (Манизер М. Скульптор о своей работе. М., 1952; Лениниана скульптора М.Г. Манизера. М., 1984 и др.).

Гораздо меньше известно в Коврове о другом авторе памятника В.А. Дегтяреву — архитекторе Александре Петровиче Великанове (1900-1955). Он родился в Петербурге 30 сентября (по новому стилю) 1900 года (Здесь и далее данные биографии А. П. Великанова приведены по материалам сектора биографического словаря Государственного научноисследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева). Юношеские и студенческие годы будущего архитектора, как и у большинства его сверстников, совпали с эпохой первой мировой войны, двух революций и последовавшей за ними Гражданской войны. Этим можно объяснить относительно позднее (в 1928 году) окончание Великановым архитектурного факультета Ленинградской Академии художеств со званием «архитекторхудожник». Однако, к этому времени он уже стал автором ряда проектов для Ленинграда — киосков, рекламных павильонов, надгробных памятников, жилых домов. В 1926 году А.П. Великанов разработал проект памятника на месте дуэли А.С. Пушкина на Черной Речке.

С 1928 по 1933 год архитектор являлся сотрудником отдела планировки Лен горсовета, став автором ряда проектов реконструкции и благоустройства Ленинграда, а также (под руководством Л.А. Ильина) предложений по планировке Архангельска, столицы Карелии Петрозаводска и еще одного карельского города — Кондопоги. В 1929 году, совместно с Л.А. Ильиным, Великанов принял участие в конкурсном проекте на памятник Колумбу в СантоДоминго. Обращает на себя внимание, что произведения монументального искусства занимали во всей творческой жизни А.П. Великанова исключительно важное место.

Среди крупных реализаций Великанова в 30е годы — два проекта в Ленинграде, выполненных в соавторстве с Л.М. Поляковым и А.Ф. Хряковым. Это Первый детский театр при Народном доме и Академия легкой промышленности. Ряд осуществленных проектов Великанова в других городах относится к более позднему времени. В 1945 году он занимался переделкой фасадов Малого театра в Москве. В том же году возведены двухэтажные жилые дома в Куйбышеве, за которые архитектор был удостоен премии на ежегодном конкурсе построенных в РСФСР жилых и гражданских зданий. Жилые дома по проектам Велика нова появились в Вологде и Калуге — также в послевоенный период развития этих городов.

Для нас представляет особый интерес, что, параллельно с участием в реализации масштабных проектов в области жилища, в 40е и 50е годы Великанов не прекращает своей активной деятельности по созданию произведений монументального искусства. Именно в это время набирает силу творческое содружество архитектора со скульптором М.Г. Манизером — содружество, оказавшееся столь же плодотворным, сколь и, к большому сожалению, коротким по времени.

Еще в годы войны Манизер в соавторстве с Великановым разработал проекты памятников Зое Космодемьянской и комсомольцам Волоколамска. В 1949 году в соответствии с их замыслом был осуществлен в натуре памятник дважды Герою Советского Союза П.М. Камозину в Брянске. Он представляет собой бронзовый бюст, поднятый на пьедестал, в виде усеченной пирамиды. Пьедестал стоит на четырехступенчатом стилобате и составлен из двух частей — «базы» и собственно постамента для фигуры (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. М., 1998. С.130-131).

Забегая несколько вперед, скажем, что при всех различиях памятников П.М. Камозину в Брянске и В.А. Дегтяреву в Коврове, они имеют ряд сходств в композиционном решении. А именно, четырехчастный стилобат, двухчастный пьедестал с четким делением на укороченную нижнюю и удлиненную верхнюю части; выразительный, но достаточно легкий профиль, осуществляющий переход от пьедестала к фигуре. Фасадная сторона обоих памятников увенчана овальным картушем с военной атрибутикой. Таким образом, в двух этих произведениях четко отразились определенные творческие принципы авторского дуэта «МанизерВеликанов».

Работа над памятником В.А. Дегтяреву, ушедшему из жизни в 1949 году, велась на протяжении всей первой половины следующего десятилетия. Памятник был торжественно открыт в 17 октября 1954 года (Памятник В. А. Дегтяреву в Коврове. // Призыв. 1954. 19 октября).

Следует сказать о том, что образ В.А. Дегтярева представлял объективную сложность для авторов. К этому времени монументальная отечественная скульптура накопила большой опыт художественного воплощения образов выдающихся людей, оставивших свой след в истории и современной жизни страны: лидеров революционного движения, ученых, деятелей Вооруженных Сил. Каждой из этих групп, условно сформированных по «профессиональному» признаку, соответствовал тот или иной художественный архетип, отраженный в характере фигуры, ее положении в пространстве, присутствии определенной униформы, наличии какихлибо предметных дополнительных атрибутов, способных шире раскрыть образную сторону героя. В данном же случае перед авторами памятника не могла не встать проблема, как показывать своего героя? Что должно явиться основой его образа? Василий Алексеевич Дегтярев был выдающимся ученымконструктором, но одновременно имел воинское звание генералмайора. По роду своей деятельности он долгое время оставался «секретным» человеком (никто в стране, за исключением, возможно, самих ковровчан, доподлинно не знал, где он живет и работает). И в то же время фамилия «Дегтярев», равно как и словосочетание «дегтяревское оружие», со временем не только стала известной всей стране, но и послужила одним из краеугольных камней военнопатриотического воспитания молодежи. Скульптору Матвею Манизеру, как правило, сразу улавливавшему основные черты изображаемого им человека, что, по сути, исключало необходимость создания дополнительных эскизов, на этот раз пришлось выполнить, по крайней мере, два равноценных варианта. Фотоизображение модели памятника по варианту, не принятому к реализации, в настоящее время находится в фондах музея завода имени В.А. Дегтярева.

Открытие памятники В.А. Дегтяреву в Коврове 17 октября 1954 г. Слева М.Г. Манизер, рядом А.П. Великанов. Фото из архива А.А. Великанова.
Открытие памятники В.А. Дегтяреву в Коврове 17 октября 1954 г. Слева М.Г. Манизер, рядом А.П. Великанов. Фото из архива А.А. Великанова.

Переходя к краткому анализу роли памятника в сложившемся ансамбле центра Коврова, отметим несколько положений. В функциональном аспекте отрезок улицы Абельмана — от вокзальной площади до парка культуры и отдыха — был в те годы и остался по сей день наиболее оживленным фрагментом городской среды с большим числом предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания. Кроме того, фронт улицы Абельмана на этом участке обладает значительной цельностью, поскольку полностью сформирован капитальными (в том числе, четырехэтажными) домами дореволюционной, довоенной и послевоенной постройки. Оба этих фактора — функциональный и архитектурнокомпозиционный — обусловили известную парадность рассматриваемого участка. Наконец, следует учитывать и еще один фактор: данный отрезок улицы Абельмана, который разветвляется в этом месте на основную трассу и ее «дублер», являет собой, пожалуй, наиболее нехарактерный фрагмент планировочного каркаса старой части города, что было обусловлено спецификой исторического развития Коврова на рубеже XIX и XX веков.

Памятник В.А. Дегтяреву. Фото 1950х гг.
Памятник В.А. Дегтяреву. Фото 1950х гг.

Именно такая «нехарактерность» и стала причиной образования треугольного участка длиной 200 м и шириной 60 м с ориентацией «вершины треугольника» к югу — в сторону вокзальной площади. Еще в начале XX века здесь был организован городской бульвар, который поначалу представлял собой аллею, следовавшую параллельно основному направлению улицы, а затем занял весь участок. Учитывая во многом идентичные функции бульвара и расположенного рядом парка, а также соседство бульвара с Ковровским историкомемориаль ным музеем, находящимся на противоположной стороне улицы — «дублера», рассматриваемый участок городского центра приобрел ясно ощутимую культурнорекреационную нагрузку. Таким образом, решение авторов об установке памятника В.А. Дегтяреву именно в этом месте было продиктовано как композиционными особенностями участка, так и функциональной спецификой территории.

Следует также отметить, что непосредственно перед памятником, в месте пересечения улицы Абельмана с перпендикулярной ей улицей Барсукова образовалось расширенное пространство. Его размер и конфигурация определены сдвижкой правого фронта улицы Абельмана внутрь квартала и отступом зданий вглубь территории. Таким образом, гипотетический скульптурный объект, который мог бы замкнуть «вершину треугольника» бульвара, получал еще одно преимущество, заключавшееся в возможности дополнительного появления выгодных точек его обзора. Этот фактор, разумеется, также был учтен авторами при работе над определением места для памятника В.А. Дегтяреву.

Анализ художественных особенностей самой фигуры ученого не является главной темой данной статьи. Следует, однако, сказать, что в скульптурном решении памятника отражены основные эстетические принципы монументального советского искусства послевоенного периода. Необходимость создание определенной аллегории при работе над образом В.А. Дегтярева, одновременно с упомянутой выше сложностью поиска архетипического начала в необычной для того времени «профессии» героя, привели скульптора к убеждению — изобразить его с характерными атрибутами конструктора. А именно — штангенциркулем в правой руке и заготовкой в левой. В первом варианте роль этих предметов в композиции памятника была довольно значительной, а сама фигура Дегтярева имела ярко выраженное динамическое начало. В осуществленном варианте фигура более статична, более уравновешена, более спокойна. При взгляде на памятник со стороны вокзальной площади можно обратить внимание на то, что фигура как бы сливается с пьедесталом, являясь его органичным продолжением. В процессе подхода к памятнику с южной стороны постепенно начинают просматриваться элементы членения пьедестала, все четче воспринимается художественное решение бронзового картуша в целом и текст надписи. И лишь с самых ближних точек обзора начинают различаться черты лица героя, а штангенциркуль в слегка согнутой руке,,который теперь уже не сливается с массивом фигуры и выделяется на фоне неба, дает безошибочную (но при этом деликатную и неназойливую) информацию о характере деятельности запечатленного в бронзе человека.

Габариты памятника определены с учетом расстояния между красными линиями улиц и максимальной высотой зданий, попадающего в единый с ними зрительный кадр. Для первого (около 60 м) и второго (около 15 м) параметров высота памятника является оптимальной: 8,6 м (гранитный пьедестал — 4 м, бронзовая фигура — 4,6 м).

Памятник В.А. Дегтяреву поставлен на охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. В «Паспорте на памятник истории и культуры СССР», в разделе «Общая оценка исторической, научной, художественной или иной культурной ценности памятника» говорится: «Памятник Василию Алексеевичу Дегтяреву, выдающемуся советскому изобретателю, удачно вписан в окружающую застройку, является композиционным центром бульвара и улицы Абельмана» (Материалы Государственного центра по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области). Таким образом, можно отметить, что и в предшествующие годы особое внимание специалистов уделялось положению памятника в городской среде, его архитектурноградостроительным качествам.

Памятник удивительно гармонично вошел в систему «дегтяревских» мест в Коврове. Так, расстояние между входом на территорию завода (местом работы Дегтярева), мемориальным домом (местом его жительства), памятником (местом прославления) и надгробием (местом последнего упокоения) практически идентично и колеблется в пределах от 330 до 350 м. Если же сопоставить отрезки, так называемой, «визуальной длины», то есть расстояния между точками, откуда начинается восприятие зрителем каждого из перечисленных «дегтяревских» мемориальных объектов, то последовательность также будет достаточно гармоничной — 280 м (зона восприятия мемориального дома: от середины Павловского моста до начала привокзального бульвара) — 300 м (зона восприятия фасадной стороны памятника: от начала улицы Абельмана до начала городского бульвара) — 310м (от памятника до точки начат восприятия могилы с надгробием). Предложенная градация расстояний в известной мере условна, однако, подобная система по сути идентичных отрезков между мемориальными объектами, связанными с биографией В.А. Дегтярева, влияет на подсознание зрителя и способствует гармоничному восприятию ансамбля центра города в целом.

Остается сказать, что памятник В.А. Дегтяреву в Коврове, помимо всего прочего, примечателен тем, что он стад последним произведением, созданным при жизни одного из его авторов — членакорреспондента Академии архитектуры СССР А. П. Великанова. Александр Петрович скончался 25 июня 1955 года — всего через восемь месяцев после открытия памятника. Позднее в Варшаве — столице Польской Народной Республики — были завершены строительством еще два объекта, в проектировании которых Великанов принял непосредственное участие. Это знаменитое высотное здание Дворца культуры и науки (совместно с Л.В. Рудневым, И.Е. Рожиным и А.Ф. Хряковым) и Посольство СССР в ПНР (совместно с И.Е. Рожиным, при участии В.В. Богданова).

История в лицах.
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.