Добавить в закладки

И.С. Шмидт и Д.К. Бальмонт — организаторы строительства светской начальной народной школы в Шуйском уезде Владимирской губернии (конец XIX — начало XX вв.)


Каждая область России гордится своими выдающимися земляками. Богат ими был во все времена и Владимирским край. На рубеже XIX — XX веков в одном из уездов Владимирской губернии, Шуйском, жили и работали земские деятели Иван Степанович Шмидт и Дмитрий Константинович Бальмонт, отец поэта К. Бальмонта. Именно они возглавили строительство светской начальной школы в уезде в 80-90е годы XIX начала XX веков.

И.С. Шмидт, потомственный дворянин, родился в Ярославской губернии 29 октября 1848 года. В 1872 году он окончил Московский университет и был выпущен со степенью лекаря. В 1882 году здесь же защитил диссертацию и получил степень доктора медицины. В общественной деятельности во Владимирской губернии проявил себя ещё будучи студентом: в 1871 году Иван Степанович принимал участие в борьбе с холерой в Шуйском уезде. По окончании курса он обзавёлся семейством в этом же уезде. С тех пор в течение всей жизни он работал на благо жителей Владимирского края.

Дмитрий Константинович Бальмонт родился в 1835 году. Учился во Владимирской гимназии. 9 сентября 1854 года поступил писцом первого разряда в Покровский уездный суд. С 1860 года служил в Шуйском уездном суде, поднимаясь по служебной лестнице от мирового посредника до мирового судьи. В том числе с 15 июля 1867 годе был пять трёхлетних сроков мировым судьёй второго участка Шуйского судебного округа и два последних трёхлетия — председателем съезда мировых судей. В 1903 году получил чин статского советника.

И.С. Шмидта и Д.К. Бальмонта объединило служение в земстве. В 1867 году Д.К. Бальмонт открывал экстренное земское собрание. С 1881 года состоял председателем Шуйской земской управы и почётным мировым судьёй, отказавшись от должности мирового судьи после утверждения председателем земской управы. Ивана Степановича Шмидта Шуйское уездное земство в 1881 году первый раз избрало как в уездные гласные, так и губернским гласным. 17 января 1885 года И.С. Шмидт был избран предводителем дворянства Шуйского уезда, что по «Положению о начальных народных училищах» 1874 года означало одновременно и пост председателя уездного училищного совета. Уже на собрании 1881 года И.С. Шмидт изложил как бы программу всей своей будущей деятельности в области народного образования: «Дело народного образования настолько важно, что им следует заняться серьёзно; земству следует заботиться о всех вообще школах, а главное, должно обратить внимание на увеличение числа народных школ, а потому школьное дело должно улучшиться только тогда, если содержание земской школы будет всецело принято на иждивение земства». Взгляды Д.К. Бальмонта в области просвещения нашли отражение в докладе управы «По народному образованию в Шуйском уезде» очередному уездному земскому собранию 1901 года. В нём говорилось: «Уездная управа позволяет себе надеяться, что конечная цель стремлений нашего уездного земства по начальному народному образованию выразится в достижении такого идеального положения, при котором во всех пунктах ... будут открыты вполне благоустроенные нормальные школы, удобные для пользования всего населения уезда, так что не останется ни одного уголка, в который бы пе мог проникнуть свег науки».

Первым шагом И.С. Шмидта и Д.К. Бальмонта в совершенствовании начального народного образования в уезде было увеличение количества и качества школьных помещений. До 1881 года, то есть в первые пятнадцать лет со времени принятия реформы в области начального образования, земство почти не имело собственных школьных помещений. Земские школы устраивались в обыкновенных крестьянских избах, церковных сторожках и т.п. О соблюдении санитарногигиенических условии не только не было речи, но некоторые школы были лишены и самых насущных потребностей, таких как тепла, света, воздуха. С приходом в земство И.С. Шмидта и Д.К. Бальмонта дело коренным образом изменилось. Так, в отчёте за 1885 — 1886 учебный год уездный училищный совет отмечал: «Благодаря заботливому отношению к делу народного образования со стороны местного уездного земства и лично г. председателя земской управы Д.К. Бальмонта, также городских обществ (Шуйского и ИвановоВознесенского), некоторых г г. попечителей и попечительниц, а равно и частных лиц, все школы имеют более или менее удобные помещения, что, разумеется, весьма важно для сохранения здоровья учащихся и для успешности занятий.

Фактически, возглавив дело народного просвещения в уезде, И.С. Шмидт, как уездный предводитель дворянства, председатель уездного училищного совета, гласный уездного и губернского земств и председатель уездного земского собрания; а Д.К. Бальмонт как постоянный член от земства в училищном совете, как председатель уездной земской управы, воплощающий в жизнь решения земства, в том числе, по вопросам образования, провели огромную работу по увеличению числа начальных училищ. Если в 1 880-1881 учебном году имелось 22 школы, подведомственных училищному совету Шуйского уезда (то есть светских, а не духовного ведомства), то в 1897 году (последний год жизни и работы в земстве И.С. Шмидта) а к завершению работы Д.К. Бальмонта в земстве (начало 1905 года). Это были, как правило, одноклассные начальные училища с трёхлетним сроком обучения. Основными предметами, преподававшимися в них, являлись: закон божий, церковнославянский язык, русский язык, арифметика. Кроме того, на уроках объяснительного чтения сообщались сведения из отечествоведения и мироведения. Стремясь расширить ограниченный круг предметов в начальной школе, Иван Степанович Шмидт выступил через ходатайство возглавляемого им училищного совета перед уездным земским собранием с инициативой о введении гимнастики. В результате она стала преподаваться в некоторых училищах ещё ранее циркуляра министра народного просвещения. В 1890 году, в целях совершенствования преподавания гимнастики, училищный совет ходатайствует перед уездным земским собранием о выделении средств на учреждение постоянной должности общего для всех школ в уезде учителя по данной дисциплине, который мог бы оказывать учителям каждой школы квалифицированную помощь в преподавании предмета. С 1888 года И.С. Шмидт обратил внимание на церковное пение. Это способствовало тому, что уездное земское собрание 1888 года приняло постановление о введении в начальных школах обучения церковному пению. В 1889-1890 учебном году в 40 училищах, подведомственных уездному училищному совету, работали уже 10 учителей пения. В целях улучшения преподавания этого предмета, исходя из его благотворного воспитательного влияния, училищный совет просил земское собрание в 1890 году оказать «содействие к лучшей постановке в школах церковного пения ассигнованием средств на содержание общего для всех школ уезда учителя этого предмета с предоставлением ему нрава бесплатных поездок по школам на земской пунктовой лошади».

Отсутствие в учебном плане начальной школы предметов естественного цикла вывело И.С. Шмидта на организацию при школах садов и огородов. Занятия на пришкольных участках позволяли приобретать элементарные представления в области естествознания. Грамотное садоводство и огородничество имело и практическое значение — помогало увеличить производство сельхозпродукции в каждом крестьянском хозяйстве. Среди первых занятия по садоводству и огородничеству начали проводиться в Талицком, Гумнищенском, Харитоновс ком и Чернцком училищах уезда. В результате большинство учащихся этих учебных заведений получили хорошие знания и практические навыки и, как показало посещение огородов и садов учащихся учителем Талицкой школы Воскресенским летом 1895 года, большинство из них разбили свои огороды правильно. Количество пришкольных садовоогородных участков быстро росло. Если в конце 80х годов делались первые попытки их создания, то в 1893 году они имелись уже в 16 из 42х народных училищ.

Через всю свою деятельность в земстве И.С. Шмидт и Д.К. Бальмонт пронесли идею о полном охвате детей начальным обучением. Первым шагом на пути воплощения её в жизнь было создание школьных ночлежных приютов, своего рода интернатов для детей, живущих от школы на значительном расстоянии. Если в 1889-1890 учебном году приюты имелись при 10 школах, то в 1892-1893 учебном году — уже при 21й".

Второй вехой на пути воплощения идеи охвата всех детей начальным образованием стало внесение училищным советом по инициативе И.С. Шмидта в очередное уездное земское собрание 1897 года предложения о признании необходимости всеобщего начального обучения и разработка системы мер по его введению, а именно:

1. сбор ещё более полных данных относительно числа учащихся детей школьного возраста;

2. выяснение количества детей в возрасте от 8 до 12 лет грамотных и неграмотных, желающих и не желающих учиться;

3. определение типов школ и мест для их открытия;

4. составление плана постепенного открытия и устройства школ в нуждающихся местностях и дальнейшей организации учебновоспитательного дела в уезде не только для детей, но и для религиознонравственного развития взрослого населения.

Третьей стороной деятельности И.С. Шмидта и Д.К. Бальмонта по введению всеобщего начального обучения стала разработка нормальной школьной сети для уезда в 1897 году. Если Ивану Степановичу здесь принадлежали инициатива и руководство, то на долю Дмитрия Константиновича и возглавляемой им управы выпали разработка и осуществление намеченного. В результате в ближайшие четыре года уездным земством было открыто 22 школы, из них: в 1897 году — две, в 1898 четырнадцать, в 1899 — пять и в 1900 — одна, то есть половина того количества учебных заведений, которое было открьгто в течение тридцати лет.

В 1901 году Владимирская губернская земская управа присылает в Шуйское земство свой вариант школьной сети, по которому расстояние от населённого пункта до начального училища сокращалось с трёх верст, принятых по школьной сети Шуйского уезда, до двух. Это значительно усилило нагрузку на земство в финансовом и организаторском планах и, прежде всего, на председателя управы Д. К. Бальмонта. Теперь уже без Ивана Степановича он убеждал земство в необходимости увеличения затрат на школьное строительство. На заседание очередного уездного земского собрания 1901 года управа вышла с докладами «0 нормальной школьной сети во Владимирской губернии» и «По народному образованию в Шуйском уезде». В них доказывалось преимущество двухвёрстного губернского варианта школьной сети и непосредственная связь между принятием двухвёрстного школьного радиуса и ускорением введения всеобщего начального обучения. В итоге двухвёрстный школьный радиус был принят Шуйским земством. Это способствовало дальнейшему увеличению количества начальных учебных заведений. Так, если к январю 1902 года имелось 75 школ, подведомственных уездному училищному совету, то к январю 1905 года, как уже указывалось, — 81.

Дело строительства светской начальной школы, возглавлявшееся И.С. Шмидтом и Д.К. Бальмонтом, было продолжено после них Шуйским земством. К январю 1915 года насчитывалось 148 начальных училищ, подведомственных Шуйскому уездному училищному совету.

Всё выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что Иван Степанович Шмидт и Дмитрий Константинович Бальмонт были настоящими подвижниками дела народного образования. Благодаря именно этим людям в Шуйском уезде Владимирской губернии была создана светская начальная народная школа.

История в лицах.
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.