Добавить в закладки

Анна Бренко: «Под колокольный звон увидела я свет Божий»


Анна Алексеевна Бренко (1849-1934) была актрисой Императорского Малого театра (1878-1882) в Москве и Александрийского театра (1885-1887) в Санкт Петербурге, причём, по словам П.А. Орленева (П.А. Орленев (1869-1932) актер, с 1926 г. народный артист РСФСР), была «превосходной актрисой». Но в историю театрального искусства она вошла, главным образом, как создательница первого частного театра в Москве, официально именовавшегося «Драматический театр А.А. Бренко в доме Малкиеля», но больше известного как Пушкинский, поскольку он находился недалеко от памятника А.С. Пушкину на Тверском бульваре. Анна Алексеевна присутствовала на торжественном открытии памятника великому русскому поэту 6 июля 1880 года в качестве делегата от Малого театра (Витензон РА. Анна Бренко. Л., 1985. С. 50). Позднее эта на редкость энергичная и талантливая женщина выпестовала еще Первую бесплатную школу сценического искусства (1914) и Первый московский Рабочий театр (1915).

Писатель В.А. Гиляровский говорил о Пушкинском театре, просуществовавшем менее двух лет (9 сентября 1880 7 февраля 1882), как о «крупнейшем факте театральной русской истории». А как только не называли А.А. Бренко при жизни: «пионером демократизации театра» (К.С. Станиславский); «милым старым товарищем, отдавшим всю свою жизнь на пользу родного искусства» (М.Н. Ермолова); «бабушкой русской сцены» («Вестник работников искусств») и т. д. В октябре 1924 года в связи с 75-летием со дня рождения и 50летием художественноартистической и литературной деятельности и еще несколькими юбилейными датами А.А. Бренко была удостоена почетного звания заслуженной артистки Республики. «Анна Алексеевна Бренко одно из незабываемых имен русского театра, — писала пресса, — отдавших все свои силы и средства на бескорыстное служение сцены»(Витензон РА. Анна Бренко. Л., 1985. С. 50).

Но стоило «бабушке Бренко» умереть, как её имя было предано забвению неблагодарными потомками. О ней забыли не только в театральных кругах, но и во всем советском обществе. Забыли в Москве, забыли и на малой родине во Владимирской области. В Большой Советской энциклопедии и во владимирских краеведческих сборниках имя А.А. Бренко даже не упоминается (Интересное о крае. Ярославль, 1973. С. 279-322). Может быть изза того, что она опередила К.С. Станиславского и В.И. Немировича Данченко в организации общедоступного высокохудожественного театра, каковым был Пушкинский театр, а может быть изза того, что оспаривала авторство сюжета пьесы «Власть тьмы» у Л.Н. Толстого? (Театр и печать. 1910. № 492) А может быть потому, что была дворянского происхождения.

Бренко это сценический псевдоним Анны Алексеевны, который она взяла при поступлении на службу в Императорский Малый театр в память о своём далёком предке, воине, отличившимся в битве на Куликовом поле (Белов Ю. Гражданский деятель. //Призыв.— 1985. — 1 декабря). Бренко сражался с татарами в одежде московского князя Дмитрия Ивановича Донского, отдав свою полководцу... У одного из его потомком было прозвище «Чело». От него и пошли Челищевы. Настоящая фамилия героини данного очерка — Чели щева. Родилась она 7 апреля. 1849 года в г. Владимире.

«Я родилась в губернском городе Владимире, 7го апреля, свидетельствует сама Анна Алексеевна в неопубликованных «Воспоминаниях». Это было на Святой неделе в четверг, утром в 7 часов, как всегда с радостью рассказывала мне мать моя, под колокольный звон увидела я свет Божий» (ГМТИ. Ф.39. Оп. 1. Д.1. Л.1). Мать будущей актрисы, Елизавета Степановна, была бедной девушкой. Единственным богатством ее был «дивный голос», которым она пленяла всех в провинциальной глуши. Еще она выделялась среди других барышень своим образованием и хорошими манерами, которые она усвоила в московском благотворительной пансионе М.П. Наумовой. На одном из балов во Владимире двадцатипятилетнюю Елизавету Степановну увидел и услышал 18летний А.Н. Челигиев, служивший писцом во Владимирском дворянском депутатском собрании. Пылкий влюбленный сразу же предложил ей руку и сердце. Отказать ему было просто невозможно: дворянин, молод, красив, богат. Алексею Николаевичу Челшцеву принадлежали родовые имения в Путивльском уезде Курской губернии, а также в Ковровском и Суздальском уездах Владимирской губернии, мельницы под Вологдой и Псковом. Со временем появилось и «благоприобретенное» имение 116 десятин земли и два душевых надела при деревне Курчеве Юрьевского уезда.

Медовый месяц молодожены Челищевы провели в сельце Думино Суздальского уезда, раскинувшемся на берегу быстрой Нерли (ныне Ивановская область). Вслед за Анной в семье появилась еще одна дочь Елизавета. Отец быстро делал карьеру: в марте 1852 года произведен в коллежские регистраторы, спустя год стал губернским секретарем, еше через год был перемещен канцелярским чиновником во Владимирскую казенную палату. Вскоре после определения Гороховецким уездным казначеем А.Н. Челищев был произведен в коллежские секретари. Несколько лет он проработал казначеем Вязниковского казначейства, пока в 1862 году не был назначен, по выборам дворянства, Суздальским земским исправником, а чуть позже занял должность уездного исправника. За выслугу лет произведен в надворные советники, а за «отлично усердную службу» всемилостивейше награжден императорским и царским орденом Св. Станислава 2й степени.

Воспитанием Анны Челищевой занималась мать. «Мать сама начала меня учить, — писала А.А. Бренко. Ученье заключалось в том, что каждое утро я должна была, как старшая сестра, читать одну главу Евангелия и одно из апостольских посланий, затем дело переходило на французский язык и, наконец, на музыку. Учить музыке меня начали с 4х летнего возраста, а пяти и шести лет я уже играла по 23 часа в день на рояле одни и те же гаммы и экзерсисы, что составляло для меня большое мученье. Так хотелось бегать и играть в куклы!»

На прекрасные музыкальные способности девочки обратила внимание гувернантка Тереза Августовна Штумф, немка по национальности, сама хорошая музыкантша. Крупный музыкальный талант констатировали все. В 12 лет Аня превосходно владела инструментом, играя серьезные произведения русских и иностранных композиторов, а также массу салонных пьес. Часто она аккомпанировала матери, которая превосходно пела на домашних вечерах. Аня с сестрой Лизой быстро схватывали мотив и тоже с удовольствием пели. В 13 лет Анну Челищеву взяла к себе во Владимир тетка, и занятия музыкой очень успешно продолжились. Между прочим, вместе с Аней основы музыкального искусства полгода постигал Серёжа Танеев, будущий пианист и выдающийся композитор. Звуки музыки пленяли нежную душу девочки, доставляя и радость, и печаль.

Еще одним большим увлечением была литература. Как пушкинская Маша в «Метели», Анна начиталась французских романов о любви и, чувствуя себя уже взрослою барышней, сердцем непроизвольно искала героя, которого могла бы полюбить. Любовь была духовной потребностью ее мечтательной восприимчивой души. Вообще, влюбчивость была отличительной чертой Челищевых. Если продолжить параллель с «Метелью» А.С. Пушкина, то надо сказать, что избранника юной и прекрасной Анны Алексеевны тоже звали Владимиром, и он гоже после окончания одного из корпусов в Петербурге стал офицером, но в 23 года ушел в отставку. Дворянин Владимир Егорович Баранович служил в Суздальском уездном полицейском управлении под началом у А.Н. Челищева и, естественно, часто бывал у него в доме. Высокообразованный человек, Баранович страстно любил литературу и чтение. Однажды он предложил Алексею Николаевичу устраивать домашние литературные вечера. Читал молодой человек превосходно, и поэтому дочь уездного исправника каждый день ждала вечера с наслаждением. Музыкальный голос Владимира Егоровича очаровывающим образом действовал на впечатлительную Анну. Она жадно следила за чтением и очень скоро почувствовала, что влюблена в него. Иногда ей приходилось подолгу играть ему на рояле, и Владимир Егорович заслушивался её музыкой. Девушка умела также хорошо танцевать.

А.А. Бренко
А.А. Бренко

Часто Владимир Егорович и Анна Алексеевна вместе читали вслух монологи, художественно воспроизводя всевозможные сцены, характеры и типы, что было похоже на репетиции. Все это развивало фантазию и высокое эстетическое чувство. «Я выучилась сама красиво читать и познакомилась с русской литературой под его руководством, — вспоминала позднее А.А. Бренко, — особенно полюбив драматическое искусство. Всё, что я впоследствии знала, все мои вкусы образовались за эти два года». Таким образом, любовь к драматическому искусству, а значит театру, зародилась у А.А. Челищевой в Суздале. Здесь было положено основание всему направлению ее творческой жизни.

В.Е. Барановича в доме Челищевых принимали как родного. В дочь хозяина он тоже влюбился и однажды шепотом спросил её: «А вы? Вы любите меня? Я знаю, что вы меня любите, вы притворяетесь только...» Да, Анна Алексеевна любила его и действительно притворялась. Почему? У них в доме появилась разлучница Катенька, падчерица тетки Никулиной, потерявшая отца и не имевшая никаких средств, выпускница Екатерининского института, институтка со всеми достоинствами и недостатками. Это был тип современной женщины, ищущей поклонников и приходящей в восторг от ухаживателей. По мнению Катеньки, высшая ступень, на какую могла встать девушка, это та, когда все в нее влюблены, и все перед нею преклоняются... Ловкая кокетка решила женить на себе Владимира Барановича. Сострадательная же Анна Алексеевна, видя это, подумала: «У нее нет ни отца, ни дома, где бы она могла жить, а в гувернантки она ни за что не пойдет. Как я не уступлю такой несчастной, как она, и что за беда, если я откажусь от моего личного счастья?»

Анна Алексеевна сдержала свое честное слово и пожертвовала институтке Катеньке свою первую и единственную любовь. Невероятно, но такая была у нее душа. Сколько еще жертв принесет она в своей жизни! Театру, своему «идейному началу» и «гражданскому делу», она отдаст все свое состояние, талант, энергию, благополучие семьи, жизнь.

В.Е. Баранович называл А.А. Челищеву своим Домокловым мечом. Женившись на Катеньке, он уехал во Владимир и служил чиновником особых поручений при губернаторе, но счастлив не был. Аннушка осталась жить в доме родителей. Пыталась забыть свою несчастную любовь, но безуспешно. А вокруг нее постоянно кружились женихи. Их было шесть, в том числе троюродный брат Иван Капитонович Пожарский, только что окончивший Александровское военное училище и привозивший ей книги. Сделал Анне Алексеевне предложение и приехавший в Суздаль новый следователь Осип Яковлевич Левенсон, еврей по национальности. Девушка не чувствовала особой склонности ни к кому, но выбор все таки сделала в пользу О. Левенсона. Может быть, изза того, что он был «чудный музыкант и артист по натуре» и отвечал более других её душевному складу. Ле венсон так полюбил 16летнюю девушку, что согласен был даже поменять ради нее религию". Более того, он заявил в гостиной: «Я сегодня быть можег пришел к вам в последний раз. Со мною револьвер. Или вы будете моею невестою, или сегодня уже здесь на глазах, я у вас застрелюсь». Анна дала согласие.

Помолвка состоялась 13 июня 1865 года, в день ангела невесты, а свадьба 9 июля, в Москве. День был пасмурный. В шесть часов вечера, когда молодых обвенчали, они вышли на паперть, а потом направились к карете. Анна Алексеевна вспоминала, что она «впорхнула как птичка в карету, чувствуя себя, как птица, свободною и вольною». На следующий день после обеда они с мужем, проводив родных назад в Суздаль, отправилась в Сокольники кататься. В течение трех недель молодожены катались, гуляли, посещали концерты, но особенно Анна Алексеевна «насладилась в театре».

Началась новая жизнь, в которую вошел театр. В служении высокому искусству и пробуждении у людей добрых чувств А.А. Челищева видела свою миссию. Стала актрисой. С 8 февраля 1878 года, взяв псевдоним Бренко, она состояла на службе старейшего в России Малого театра. Актеры императорских театров в массе жили трудно, и красивая женщина в мехах и бриллиантах, подъезжавшая к театру на собственных дорогих лошадях, добрых чувств не вызывала. Ей завидовали. Успех приписывали внешности, получение ролей связям, в любовь к театру не верили, над идеями посмеивались. Поэтому в конце 1870х годов Анна Бренко решает создать свой собственный вольный театр.

Первые спектакли шли под названием «Вольные выступления артистов». А.А. Бренко была актрисой, драматургом, режиссером, гримером. Она любила актера; внимательно подбирала для спектаклей не только декорации, костюмы, мебель, но и музыку, танцы; учила садиться, кланяться, танцевать полонез, носить костюмы и т. д. (Витензон Р.А. Анна Бренко... С. 59) «Я любила мое дело, — признавалась А.А. Бренко, — и для меня работа была наслаждением» (Витензон Р.А. Анна Бренко... С. 27).

Писатель В.А. Гиляровский считал нашу землячку А.А. Бренко самой яркой представительницей «Людей театра». Почему же тогда имя её погрузилась во тьму забвения? Справедливо ли это?

История в лицах.
Литература
История в лицах.
Выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. 2002 г.
Живое прошлое.
Фотодокументальная летопись ковровского края в ХХ веке. 2001 г.
Из истории города Коврова
Исторический очерк. 1999 г. (часть II)
Коврову - 200 лет
Историко-экономический очерк
Штрихи истории
Известные и неизвестные страницы истории Ковровского завода им. В.А. Дегтярева с 1917 по 2002 год
Владимирский край
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.
Ковров в фото.
Издательство Советская Россия 1978 год. Цена 2 рубля 80 копеек.